Машинист — настоящая мужская профессия. Не только потому, что это связано с огромной ответственностью: закон также не разрешает женщинам управлять локомотивом, так как это трудная и даже опасная работа.

Средняя зарплата: 39000 рублей в месяц
Два машиниста за рулем локомотива

Оценка профессии

Запрос
57%

Платежеспособность
58%

Конкуренция
60%

Барьер для входа
40%

Перспективы
35%

Машинист поезда — это профессиональный железнодорожник, который водит локомотив или составной поезд, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров.

История профессии

После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровозами. Тогда в состав бригады входил не только машинист, но и пожарный, который следил за уровнем топлива и доливал его. Пожарного по-французски называли «шофер», то есть водитель, поэтому это слово вошло в наш лексикон.

В России профессия «машинист» появилась в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому необходимо было готовить грамотных специалистов. В грузовых поездах и междугородних пассажирских рейсах машинисту назначается помощник.

Описание и характеристика профессии

Машинист лично проверяет локомотив, никому не доверяя эту работу. Он должен следить за дорогой и светофорами. На помощника возлагается обслуживание оборудования и контроль его нормальной работы в пути.

Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:

  • на локомотивах, к которым прицеплены вагоны (электровоз, тепловоз, паровоз);
  • на составной части поезда (электропоезд, дизель-поезд).

Где могут работать люди этой профессии? Основной работодатель — ОАО «РЖД». В гораздо меньшей степени профессия машиниста поезда востребована в метро, ​​шахтах и ​​на крупных заводах, имеющих собственные железные дороги.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать машинистом поезда, не обязательно учиться в колледже. Эта специальность преподается в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, куда можно поступить после окончания девятого или одиннадцатого класса общеобразовательного института. Основная специальность — «техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава».

Региональные филиалы РЖД могут иметь собственные учебные центры. Так, на Московской железной дороге в Долгопрудном находится Московский дорожный техникум машинистов поездов No. 1.

Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:

  • Улан-Удэнский техникум железнодорожного транспорта при местном институте позволяет получить необходимые знания и работать в Забайкалье.
  • Омский техникум железнодорожного транспорта. Здесь, помимо прочего, доступна еще и профессия машиниста поезда.
  • Волгоградский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов по направлениям «Локомотивы» и «Вагоны».
  • Кафедра среднего профессионального образования в Казани является филиалом Самарского государственного университета путей сообщения. Профессия машиниста доступна здесь для выпускников школ через аттестационный конкурс.
  • Челябинский филиал СПО Уральского СУПС обучает техников управлению электровозом и тепловозом. Студенты проходят производственную практику и получают опыт работы в отраслевых компаниях.
  • Выбор того, куда поступить и где получить профессию, достаточно широк. Срок обучения после 11 класса — 34 месяца, после 9 класса — 46 месяцев. В таких заведениях всегда много дешевых мест, но можно учиться по контракту.

    Однако для самостоятельного управления многотонным поездом недостаточно просто отучиться от машиниста. По окончании учебы ты получаешь специальность помощника по вождению, потом учишься и устраиваешься на работу. Это занимает около двух лет, по окончании которых необходимо сдать квалификационный экзамен.

    Профессиональные обязанности

    Машинист РЖД выполняет следующие функции:

    • управление поездами разных типов (пассажирскими, грузовыми) на разных маршрутах (периферийных и дальних), а также промышленными и маневровыми локомотивами;
    • маневры на станциях и депо;
    • обеспечить стабильную работу всех узлов и механизмов для наиболее рационального движения поезда;
    • приемка и проверка технического состояния локомотивного поезда перед поездкой;
    • следить за состоянием сети контактов, дорожных знаков, маршрутов и инструментальных показаний;
    • постоянное общение с сотрудниками, ответственными за движение автотранспорта;
    • соблюдение утвержденной дорожной программы;
    • контроль за посадкой / высадкой пассажиров;
    • обеспечить безопасную доставку людей и грузов к месту назначения;
    • устранение неисправностей по ходу движения;
    • направление локомотивной бригады.

    Это общие задачи, которые должен выполнять водитель, хотя они могут немного отличаться в зависимости от рабочего места (подземное, горное или промышленное.

    Кому подходит

    Машинист поезда — это работа для сильных мужчин. Женщинам на этой должности запрещено работать по российскому законодательству. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:

    • крепкое здоровье и физическая сила,
    • выдержка и терпение,
    • готовность выполнять одни и те же действия в течение многих часов,
    • точность и внимание к деталям,
    • организация, методология, дисциплина,
    • возможность мгновенно реагировать на изменение дорожной обстановки,
    • отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
    • способность сосредотачивать и переключать внимание.

    Железная дорога не для слабых людей, поэтому кандидат на работу должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым в принятии решений. Поскольку технология становится все более сложной, необходимо иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.

    Эта профессия не подходит людям, имеющим проблемы со здоровьем, в частности, со зрением и слухом, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы и органов дыхания.

    Медицинское освидетельствование необходимо сначала пройти для поступления в учебное заведение, затем — для приема на работу, после чего ежегодное медицинское освидетельствование в медицинских учреждениях железнодорожной сети становится обязательным.

    Преимущества работы включают:

    • хорошая заработная плата и социальные пособия,
    • наличие бонусов и льгот,
    • заявление о приеме на профессию,
    • качественное медицинское обслуживание,
    • возможность выхода на пенсию раньше.

    Минусов тоже много:

    • работа связана с постоянным стрессом;
    • кочующий характер деятельности, мешающей нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
    • посменная работа, включая праздничные и будние дни;
    • негативное воздействие на тело электрических полей, вибраций, ускорений и замедлений;
    • риск несчастных случаев на работе.

    Машинист не просто сидит в кабине и управляет поездом, но должен досконально знать все системы подвижного состава, уметь правильно ими управлять и проводить ремонтные работы. Он должен знать и неукоснительно выполнять все утвержденные инструкции, так как человеческие жизни могут быть ценой ошибки водителя.

    Заработная плата

    Профессия машиниста поезда — одна из самых высокооплачиваемых на железной дороге. Это награда за очень тяжелый и ответственный труд. Средняя заработная плата по стране 60-65 тысяч рублей, во многих отдаленных регионах (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область) готовы платить до 75 тысяч рублей.

    Но это средние цифры. Уровень заработной платы варьируется в зависимости от региона (в крупных городах платят больше) и места работы (на шахтах, шахтах и ​​фабриках заработная плата ниже, чем на РЖД). Кроме того, на доход сотрудника влияет его стаж работы и размер премии: опытный квалифицированный машинист поезда может приносить домой 100 000 рублей в месяц.

    Человеку, управляющему электричкой в ​​Московском метрополитене, платят в среднем около 60 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге чуть меньше, в других городах, где есть метро, ​​- 25-30 тысяч рублей. На предприятиях с внутренней сетью железных дорог уровень заработной платы колеблется от 20 до 50 тысяч рублей.

    Как построить карьеру

    Прямо в кабине поезда можно расти по служебной лестнице, набираясь опыта и повышая свой класс, от чего напрямую зависит зарплата.

  • Третий класс получают через 2 года путем набора требуемой перегруженности на маневровом тепловозе или в пригородном электропоезде.
  • Второй класс доступен еще через 2 года постоянной работы при условии, что сотрудник хорошо зарекомендовал себя и не имел нарушений или несчастных случаев. Затем ему передадут пассажирский поезд на короткий маршрут.
  • Первый класс присуждается тем, кто, получив вторую, хорошо проработал не менее 3 лет. Работодатель может доверить этому специалисту управление любым поездом на любую дистанцию.
  • Чтобы получить руководящую должность, вам нужно будет окончить профильный вуз.

    Перспективы профессии

    Спрос на рынке труда на квалифицированных водителей очень высок. Работодатели готовы платить таким сотрудникам большие деньги, поэтому работа машинистом поезда обещает хорошие перспективы.