Кто из нас не встречал этих женщин в серой форме, вежливых, улыбчивых и подвижных, как бортпроводники! Они не так похожи на своих предшественников, как новые вагоны РЖД — на старые. Но их работа по-прежнему связана с самой серьезной ответственностью: ответственностью за жизни людей.
Оценка профессии
Проводник поезда — сотрудник железнодорожной системы России, обслуживающий пассажиров при следовании за вагонами по маршруту следования. Комфортность поездки обеспечивают кондукторы, поэтому именно им предстоит стать лицом российских железных дорог.
История профессии
С развитием железнодорожного сообщения развивалось и обслуживание пассажиров. Сначала поезд, в котором могло быть до 10 вагонов, полагался на кондуктора, в обязанности которого входило объявлять названия станций, помогать пассажирам переносить багаж и находить места.
Со временем количество маршрутов и поездов на них увеличилось в десять раз. Чтобы люди разных сословий и богатств не пересекались, вагоны разделили на классы. Богатые путешествовали в комфортабельных купе, такие вагоны могли обслуживать от 3 до 5 кондукторов, выполняя, помимо прямых обязанностей, дополнительные пассажирские поручения. В остальном машины были попроще, а количество обслуживающего персонала не превышало двух человек.
В СССР и Российской Федерации поездка на поезде рассчитана в первую очередь на срок более суток, поэтому функции кондуктора существенно отличаются от функций аналогичного работника европейского железнодорожного транспорта, рассчитанного на поездки на короткие расстояния.
Описание и характеристика профессии
Большинство пассажиров считают, что кондуктор вагона выполняет обычные служебные обязанности, и в этой работе нет ничего сложного. На самом деле это очень сложная и ответственная профессия. Кондуктор не только распределяет постель и готовит чай, но и отвечает за техническое и санитарное состояние автомобиля, будит пассажиров перед станцией назначения, садится и высаживается, а также разрешает конфликты.
В каждом вагоне работает команда из 2 водителей. Однако усовершенствованные технологии позволили в последние годы обслуживать один вагон отдельно и даже выполнять функцию проводника для двух вагонов. При этом количество обслуживаемых пассажиров может сильно различаться в зависимости от вида транспорта.
со всеми этими людьми необходимо найти общий язык, своевременно и качественно удовлетворить их потребности, при этом в долгом пути еще найти возможность хоть немного отдохнуть и выглядеть бодрым и свежим.
https://youtube.com/watch?v=3KTXbjefN7Q
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Для того, чтобы стать гидом, достаточно поступить в технический институт, лицей или лицей на специальность «транспортное обслуживание». Иногда достаточно пройти краткосрочные курсы (1,5-3 месяца) для водителей пассажирских автобусов. Если вы учитесь на железнодорожника, часть знаний, которые вы получаете на занятиях, и практическую часть осваиваете непосредственно на производстве.
Профессия «Водитель пассажирского автобуса» включена в образовательные программы многих техникумов и колледжей по управлению транспортом. Эта специальность преподается в следующих колледжах:
Что касается курсов, то их тоже легко найти в Интернете. Например, петербургский образовательный центр «Кварта» набирает студентов для обучения и повышения квалификации по этому направлению.
Профессиональные обязанности
Работать дирижером непросто. У сотрудника много обязанностей, которые условно можно разделить на две части.
Первый — подготовка к путешествию:
- проходить инструктаж, получать инструкции от руководства;
- влажная и сухая уборка вагонов;
- получить необходимый инвентарь (моющие средства, постельные принадлежности) и продукты (кофе, чай, сахар);
- получать товары для торговли из каталога РЖД.
Второй работает прямо по пути:
- посадка и высадка пассажиров на терминалах и промежуточных станциях;
- проверка проездных документов;
- размещение пассажиров в вагонах в соответствии с приобретенными билетами;
- доставка постельного белья и напитков пассажирам по запросу;
- своевременная чистка и проверка работоспособности титана;
- контроль работы всех систем (кондиционер, отопление, освещение);
- поддержание гигиенически-санитарного состояния автомобиля (сбор и вывоз мусора, уборка санузлов, чистка поручней и т д);
- своевременное уведомление пассажиров о приближении к станции назначения;
- первая помощь (при необходимости);
- разрешать конфликтные ситуации, поддерживать порядок;
- оформление таможенных деклараций и дорожных ведомостей на международных маршрутах;
- проверьте работу задних габаритных огней (на последней каретке).
Все действия проводника регулируются многочисленными инструкциями, которые необходимо соблюдать. Обычно в команду входят опытный гид и молодой сотрудник, только что закончивший обучение.
В процессе работы кондуктор подчиняется начальнику поезда, а также взаимодействует с правоохранительными органами для пресечения нарушений общественного порядка.
Кому подходит
Эта профессия широко распространена как среди женщин, так и среди мужчин. Для обслуживания пассажиров в поезде вы должны быть не моложе 18 лет, иметь хорошее здоровье и иметь сертификат об окончании или высшее образование.
Хороший гид должен обладать следующими личными качествами:
- дисциплина и организованность;
- рассудительность и крепкие нервы;
- трудолюбие и готовность сталкиваться с трудностями;
- пунктуальность и трудолюбие;
- доброта и радушие, несмотря на усилия;
- умение работать с разными категориями людей;
- умение правильно заполнять проездные документы;
- умение быстро находить выход из нестандартных ситуаций.
Положительные стороны профессии:
- постоянное наличие вакансий в РЖД»;
- возможность выполнять эту работу людям разного возраста (от молодых до пожилых);
- скидки на проезд по железной дороге;
- стабильная заработная плата и социальные выплаты.
Вагоны стали комфортнее, что значительно облегчает работу кондуктора.
Недостатки работы:
- большое количество командировок и постоянных поездок, из-за чего часто полностью расслабиться не удается;
- рабочие смены, включая праздничные и праздничные дни;
- высокий уровень ответственности, как материальной, так и за жизнь и здоровье пассажиров;
- возможность получить травму на железной дороге;
- работать в устаревших вагонах с недостаточным комфортом;
- принудительное общение с неприятными и конфликтными людьми.
Заработная плата
Заработная плата зависит в основном от количества отработанных часов, при этом нельзя работать слишком много, чтобы не нарушать трудовое законодательство. Таким образом, максимальное количество рабочих дней в месяц — пятнадцать. Это позволяет получить порядка 18-20 тысяч рублей, а также надбавки по направлению, сезонности и продолжительности обслуживания, а также бонус. В фирменных поездах и поездах дальнего следования почасовая ставка тарифа выше, поэтому опытные сотрудники могут зарабатывать до 50 тысяч рублей в месяц.
Как построить карьеру
Получение более высокой степени дает гиду право работать по более престижным и высокооплачиваемым направлениям:
- 2 класс присуждается выпускникам техникумов и спецкурсов, с которыми работник сможет работать только в пригородных и пригородных электричках;
- категория 3 дает разрешение на работу в поездах дальнего следования (в пути более суток), здесь платят больше и выдают форменную одежду;
- 4-я категория доступна для отличившихся и продвинутых сотрудников со стажем работы не менее двух лет. С этой категорией вы можете работать в фирменных поездах с хорошими условиями труда, высокими зарплатами и умением общаться с интересными людьми.
Для достижения более высокой должности в системе железных дорог России (начальник поезда, начальник станции и т.д.) необходимо пройти обучение в ВУЗах по специальности «организация и обслуживание железнодорожного транспорта» или «системы обеспечения железнодорожного движения».
Перспективы профессии
Каждый выбирает, с кем работать. Профессия кондуктора востребована на железных дорогах России, к тому же не требует длительного обучения, приступить к работе можно уже через несколько месяцев после окончания школы. В связи со спецификой пассажирского железнодорожного транспорта в России потребность в кондукторах не исчезнет еще долго.