В мире музыкального искусства много профессий. Один из них — сопровождающий.

Средняя зарплата: 45000 рублей в месяц
Первая скрипка

Оценка профессии

Запрос
67%

Платежеспособность
52%

Конкуренция
42%

Барьер для входа
34%

Перспективы
53%

Каждый, кто хоть раз побывал на концерте в филармонии или оперном театре, должен был видеть в программе слово «концертмейстер». Что это значит? В оркестре так зовут руководителя группы инструментальных музыкантов (первый скрипач, альтист и т.д.). Именно он исполняет сольные фрагменты, если они есть в опере. Но обо всем по порядку.

Описание профессии

Работа первой скрипки не ограничивается простым аккомпанементом певцов к фортепиано или другому инструменту, как это было в семнадцатом веке во время становления профессии. Сегодня такие музыканты — это, прежде всего, прекрасные исполнители, обладающие тонким слухом и развитым чувством ансамбля, умеющие эффектно преподнести солиста во время выступления. Кроме того, концертмейстер одновременно является постановщиком музыкального спектакля и одновременно помощником дирижера.

На сегодняшний день появилось несколько разновидностей ухаживающей профессии:

  • первый инструменталист ансамбля, руководитель оркестровой группы инструментов;
  • пианист-концертмейстер, сопровождающий выступление инструменталистов или вокальных переводчиков;
  • учитель;
  • концертмейстер оперы.

Основной группой в симфоническом оркестре считаются струнные инструменты. Их первая скрипка помогает дирижеру дирижировать всем оркестром. Это почетная и чрезвычайно ответственная должность. По окончании выступления дирижер обычно приветствует. Он, демонстрируя желание разделить успех со всеми музыкантами, пожимает руку товарищу, выражая тем самым свою благодарность.

Концертмейстер-концертмейстерПервый скрипичный концертмейстер сопровождает выступление солиста. Во время репетиций они вместе разрабатывают художественную концепцию и уточняют все нюансы выступления. Работа первой скрипки — это не просто виртуозность. Также он должен помогать солистам оперы в изучении своих партий, внимательно следить за качественным уровнем исполнения. Если возникают трудности, он обязан вымогать и исправлять недостатки. Одним словом, концертмейстер — не обычный музыкант. Еще он должен быть педагогом, психологом и хорошим организатором.

Обучение

Для работы обязательно необходимо высшее профессиональное образование по основной или смежной специальности. Вы можете подать заявку на следующие направления обучения: «Дирижирование», «Композиция», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство концертного исполнения», «Музыковедение и прикладное музыкальное искусство».

В России есть много университетов, которые готовят будущих наставников. Перечислим некоторые из них в качестве примеров:

  • Санкт-Петербургский университет. Факультет искусств.
  • Казанская консерватория имени Жиганова. Фортепианный факультет.
  • Тамбовский университет имени Державина. Факультет культуры и искусств.
  • Курский университет. Факультет искусств и педагогики искусств.
  • Российская Музыкальная Академия. Гнесиным. Фортепианный факультет.
  • Российский педагогический университет. Герцен. Институт музыки, театра и хореографии.
  • Волгоградская консерватория (институт) имени Серебрякова. Факультет высшего профессионального образования.
  • Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Фортепианный факультет.
  • Северо-Кавказский художественный институт. Факультет шоу.
  • Волгоградский институт искусства и культуры. Факультет искусств.
  • Московская консерватория. Чайковский. Фортепианный факультет.
  • Оренбургский художественный институт. Л и М. РостроповичиОренбургский художественный институт. Л и М. Ростроповичи. Музыкальный факультет.
  • Тамбовский музыкально-педагогический институт имени Рахманинова. Факультет музыкального исполнительства и музыковедения.
  • Сибирский художественный институт. Хворостовский. Музыкальный факультет.
  • Для поступления в любой указанный музыкальный вуз или любой другой абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также существует творческий конкурс, условия которого нужно узнавать в самом университете.

    Круг обязанностей

    Спектр обязанностей опекуна достаточно широк и зависит от места его работы. Основная функция — профессиональное исполнение музыкального произведения любой сложности. В учебном заведении вместе с педагогом разрабатывает тематические программы и планы. Этот специалист проводит со студентами занятия (как групповые, так и индивидуальные). Основная задача — тренировать навыки выступления и игры в составе ансамбля, развивать художественный вкус, повышать эрудицию и воспитывать стремление к творческой индивидуальности.

    Кроме того, сопровождающее лицо:

    • исполняет фортепианные произведения уровня мастера;
    • аккомпанирует инструменталисту, солисту, хору или ансамблю;
    • транспонирует аккомпанемент и совмещает его с сольной партией;
    • подбирает мелодию на слух;
    • быстро читает неизвестные произведения по нотам для сопровождения.

    Успешный бизнес невозможен без регулярного пополнения знаний в области исполнительского мастерства и педагогики, а также свободного владения фортепиано. Вне зависимости от места работы опекун должен постоянно развиваться — приобретать новые и оттачивать имеющиеся навыки и способности. Требуется практика: чем больше, тем лучше. Он должен уметь полностью раскрывать художественные образы выполняемой работы, применяя теоретические знания и опыт.

    Хороший товарищ:

    • внимательно слушайте солиста, пойте и мысленно дышите в унисон с ним, не заглушая его партию своим аккомпанементом;
    • при необходимости исполняет партии солиста, ансамбля или хора целиком;
    • в случае ошибки не тормозит, а, собравшись, доводит выступление до конца в тандеме с солистом.

    Личностные качества

    Для успешной работы скрипке необходимы:

    • музыкальный талант;
    • хорошо развитые сенсорные системы;
    • эмоциональность;
    • изобразительное искусство;
    • внимание;
    • отличная память;
    • эрудиция;
    • любопытство;
    • рациональность;
    • аналитический ум.

    Кроме того, сопровождающий должен уметь различать главного и второстепенного, а также быстро реагировать, если что-то пойдет не по плану. Например, представим концерт в Большом театре. Неожиданно из головы солиста вылетает фрагмент музыкального текста. Он останавливается или начинает путаться. В этот момент концертмейстеру необходимо оперативно подобрать партию солиста и грамотно довести выступление до финала. Если во время игры происходит остановка, это равносильно полному провалу.

    Уровень заработной платы

    По свободным площадкам, в Чукотском автономном округе высоко ценится произведение первой скрипки. Средняя зарплата около 50 тысяч рублей. На втором месте Сахалинская область. Там представитель этой профессии получает 40 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Камчатский край. Здесь предлагают специалиста чуть больше 33 тысяч рублей.

    В среднем по России подавляющее большинство работодателей (70%) готовы платить сопровождающему до 20 700 рублей. Около четверти из них обещают заработную плату от 20 700 до 38 600 рублей. И только 6% указывают в вакансиях суммы от 38 600 до 56 500 рублей.

    Трудоустройство и карьерный рост

    Первый скрипач может устроиться на работу в детскую музыкальную школу, консерваторию, вуз или в симфонический оркестр. Вместо дирижера могут выступить самые талантливые представители этой профессии. Один из самых ярких примеров — австрийский скрипач Вилли Босковски, знаменитая первая скрипка Венского филармонического оркестра. Чтобы приблизиться к такому уровню, вам понадобится не только талант и диплом, но и постоянное самообразование. Лишь немногие способны этого добиться. Большинство из них может сделать успешную педагогическую карьеру, сначала устроившись на работу в музыкальную школу.

    Амбициозный специалист легко продвинется по карьерной лестнице. По крайней мере, у него есть все шансы занять руководящую должность, например, руководить факультетом и даже консерваторией, сыграть в известном оркестре.

    Востребованность профессии

    Несмотря на тотальную компьютеризацию и внедрение искусственного интеллекта, исчезновению профессии эскорта не грозит. Музыкальное искусство — это деликатный предмет. Они долго не смогут обойтись без прямого человеческого участия в этой сфере. И настоящие профи как раньше, так и сейчас на вес золота.

    Короче говоря, это вряд ли повлияет на безработицу первой скрипки. Консерватория, школа (общеобразовательная и музыкальная), дворец детского творчества, база отдыха — всем этим учреждениям нужен квалифицированный специалист. В вузах с музыкальным профилем представитель этой профессии вообще аншлаг. Это необходимо на занятиях в любой учебной зоне.

    Юлия Заблоцкая