Актерская профессия — это не просто цветы и море поклонников. Если вы задумываетесь связать свою жизнь со сценой, обязательно прочтите этот обзор.
Оценка профессии
Искусство перевоплощения издавна привлекало творческих, ярких и чутких людей. Актерская профессия очень популярна, поэтому конкуренция в театральные вузы всегда высока.
История
Родиной театра считается Древняя Греция, где театральные представления носили ритуальный характер. В средние века актерское мастерство воспринималось как пособничество дьяволу, и только в эпоху Возрождения театр начал складываться как серьезное культурное явление. Современная школа появилась только на рубеже XIX и XX веков благодаря К. С. Станиславскому — основателю МХАТа и автору знаменитой методики воспитания художника. Сегодня сцена часто привлекает школьников прошлых лет своими внешними атрибутами. Парней привлекает хорошая жизнь, слава, роскошь. Но даже те юноши и девушки, которые искренне интересуются искусством, не всегда понимают, что профессия художника — одна из самых сложных и лишь немногие достигают в ней заметных успехов.
Специальности
Театральные вузы готовят актеров по специальностям:
- театр и кино;
- музыкальный театр;
- кукольный театр;
- сцена и цирк.
Следует понимать, что выбранное направление не ограничивает выпускника так строго, как в других профессиях. Киноактер вполне может работать в музыкальном театре, а кукловоды иногда превращаются в драмы. Это потому, что основные предметы на всех факультетах одинаковы. Актерское мастерство, сценическое движение, язык, акробатика — эти и многие другие дисциплины осваиваются учениками независимо от выбранного направления.
Где учиться
Театральные вузы есть в большинстве регионов России. В частности, актеры проходят обучение в следующих учебных заведениях:
- Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК);
- Высшая театральная школа имени С.М. Щепкин;
- МХАТ;
- Российский государственный институт исполнительских искусств;
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
- Волгоградский государственный институт искусства и культуры;
- Кемеровский государственный институт культуры;
- Ярославский государственный театральный институт.
Должностные обязанности и особенности работы
Если говорить об артистах, которым удалось устроиться на постоянную работу в театр, то их главная задача — сами участвовать в репетициях и спектаклях. Понятие «рабочий день» не всегда применимо к должности актера. Драматический артист приходит в театр только тогда, когда необходимо его участие в репетиции, гонке или спектакле. В кинотеатре есть понятие «съемочный день», но количество часов в нем определяется условиями контракта. Актер должен выучивать текст в свободное время, и на репетициях (по крайней мере, на более поздних этапах постановки) не должно быть сомнений. Для театрального артиста самый сложный момент — это выход из спектакля. Последние две недели перед премьерой репетиции особенно продолжительны и требуют максимальной отдачи. Вообще актерское мастерство связано с постоянным эмоциональным напряжением, и выдержать такую нагрузку может далеко не каждый. Поэтому людям с проблемами здоровья не стоит ходить в артисты.
Кому подходит профессия
Актер — сугубо творческая специальность. Он уникален тем, что сам художник служит материалом в сценическом искусстве. Хотя режиссер доминирует, художник все равно создает образ. Реинкарнация требует яркого воображения и внутренней подвижности. Конечно, абитуриенту не стоит бояться публичных выступлений и принуждения. Но этого недостаточно. Самое главное в профессии — это умение быть честным не только в интимной обстановке, но и на публике.
Когда дело доходит до физических требований, требуется хорошая дикция и отличная память. Отдельно стоит упомянуть внешние данные. Не будем умными: в театральные вузы при прочих равных принимаются те молодые люди, которые соответствуют современным представлениям о красоте. Однако определяющий фактор отнюдь не внешний вид. Например, есть понятие сценического обаяния, которое привлекает внимание зрителя к актеру, пусть и некрасивому. И это уже внутреннее качество, оно похоже на талант. Вспомните Нину Узедву, Лию Ахеджакову, Нонну Мордюкову — они никогда не блистали внешней красотой, но их имена навсегда вошли в историю советского и российского кино.
Заработок
о средней зарплате актеров говорить сложно. В кинотеатрах им обычно платят за каждый выход на сцену, а в кино — за каждый съемочный день. Многие мечтают о высоких выплатах знаменитостям, но лишь немногие достигают грандиозного успеха. Телевидение и кино — самые перспективные по доходам. Хороший заработок ведущему сулит работа на корпоративах, свадьбах и других мероприятиях. Обычно такие артисты ни от кого не зависят, поэтому их заработок определяется исключительно их упорным трудом. Однако не забывайте, что игра — это искусство и требует призвания. Если выбирать профессию исходя из финансовых перспектив, то театральных вузов лучше избегать.
Востребованность
Центр театральной жизни России находится в Москве и Санкт-Петербурге. Есть много клубов и киностудий, которые постоянно ищут новых актеров. В небольших городах труднее найти работу. Но даже если вы живете в столице, вы должны понимать, что университеты выпускают гораздо больше художников, чем нужно кино и театру. Поэтому не всем суждено работать на сцене и на съемочной площадке. Часто судьба даже талантливого актера — это непостоянные заработки на детских праздниках, массовых торжествах и развлекательных мероприятиях. К сожалению, риск остаться без работы велик в любой творческой профессии, и актерское мастерство не исключение. С другой стороны, от упорства начинающего художника тоже многое зависит. Немногим удается сразу после окончания учебы найти хорошую работу, но желающие всегда находят свой путь в профессию. Только для этого нужно действовать: прислать портфолио, пойти на кастинги — словом, предложить себя. Посредственных людей в театральные вузы не принимают, но раскрытие таланта зависит в первую очередь от его обладателя.