Средняя зарплата: 150 000 рублей в месяц
Фотогалерея

Оценка профессии

Запрос
тридцать%

Платежеспособность
60%

Конкуренция
50%

Барьер для входа
80%

Перспективы
50%

Галерист — знаток искусства. Владеет полной информацией о стилях и авторах, умеет отличить шедевр от подделки, легко организует и рекламирует выставку любого уровня. Галерист часто становится коллекционером, потому что это увлечение и одновременно деятельность полностью захватывает человека. Хотите профессионально заниматься произведениями искусства? Тогда эта статья для вас.

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что эта страсть и в то же время род деятельности полностью захватывают человека: настолько, что он сам становится редким примером человеческого рода. Откуда это свойство — желание коллекционировать искусство?

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что это увлечение и одновременно вид деятельности полностью захватывают человека

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что это увлечение и одновременно вид деятельности полностью захватывают человека

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что это увлечение и одновременно вид деятельности полностью захватывают человека

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что эта страсть и в то же время род деятельности полностью захватывают человека: настолько, что он сам становится редким образцом человеческого рода.

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что эта страсть и в то же время род деятельности полностью захватывают человека: настолько, что он сам становится редким образцом человеческого рода.

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

Галерист очень часто становится коллекционером, потому что эта страсть и в то же время род деятельности полностью захватывают человека: настолько, что он сам становится редким образцом человеческого рода.

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru

История

Предшественники современных галеристов появились одновременно с появлением первого музея, то есть в 290 году до нашей эры. Он назывался Museion, отсюда и название. В период античности прототипы галерей располагались в храмах богов, где располагались статуи и картины лучших мастеров Греции. Но галерист в современном понимании — это владелец частной коллекции, которая доказывает это за деньги, покупает и продает выставки. Первым таким коллекционером в истории был римский император Адриан, разместивший на территории своих владений трофеи, добытые в войнах, и копии произведений искусства, которые ему не удавалось завладеть. Галерея приобрела более современный вид после многих столетий пребывания во Франции. Монархи 16-17 веков ввели сады скульптур и картин на стенах длинных и широких коридоров. Конечно, в те времена шедеврами мог восхищаться только избранный дворянин. Сами короли просто играли роль галеристов, зная историю каждой выставки.

Следовательно, профессия уходит корнями именно в культуру Западной Европы. В допетровской Руси интерьеры не украшали предметами искусства, их просто не принимали. И только при Петре I на территории нашей страны впервые появились картинные галереи — в Большом дворце Петергоф и Монплезир. Правда, по своему характеру они больше напоминали голландские частные коллекции, чем дворцовые галереи европейских монархов. Однако именно Петр стал основоположником выставочного бизнеса в России.

В 19 веке основатель известной московской галереи Павел Михайлович Третьяков внес огромный вклад в дело ценителей искусства, которые не работали с мастерами живописи, а покупали работы бедных и неизвестных художников. Интересно, что мы сейчас рассматриваем многие их учебники. Этот важный аспект в работе галериста — доверие будущему имени, предсказание популярности — сейчас, к сожалению, практически забыт.

При социализме сбор в семейном масштабе, скажем, для XIX века стал невозможным. Но тайные сторонники коллекционирования трепетали, но не от акварели старых мастеров, а от значков, спичечных коробок, мотков лент и редких почтовых марок. В разгар перестройки многие художники прославились на волне гласности и всеобщей отмены запретов, так как долгое время искусство СССР делилось на официальное и андеграундное, а последнее только начало открываться миру в то время. В середине 90-х новое русское искусство вызвало интерес во всем мире не меньше, чем классическое и традиционное. В самой России наконец вернулась концепция частного капитала, и люди начали понимать, что предметами искусства можно не только любоваться в музеях, но и покупать или продавать с прибылью, воспринимая их как бизнес-объекты. Оказалось, что интересно собирать результаты творчества художников в коллекции, которые выгодно демонстрировать, проводить акции с их участием, вывозить их в другие страны — и вообще играть по правилам реального бизнеса, а не хобби.

Описание

Галерист — это скорее занятие, чем профессия сама по себе. По сути, это искусствовед, решивший заняться бизнесом, не расставаясь с любимым. В отличие от нормального предпринимателя, ему необходимы огромные познания в истории искусства, в живописных техниках разных эпох и в культуре в целом. Большую часть времени галерист занят описанием и представлением выставок не только для того, чтобы показать их, но часто и для того, чтобы продать их с прибылью. Организуйте выставки, рекламируйте их, выбирайте выставки, ведите переговоры с потенциальными покупателями и продавцами произведений искусства. Галерист — настоящий человек-оркестр, которому не обойтись без знаний в области менеджмента и экономики в сфере культуры. Поскольку эта «профессия» в ее современном виде еще относительно нова для нашей страны, новичкам придется учиться прямо из прекрасного мира на практике. Но чтобы приблизиться только к ней, он должен понимать и теорию искусства, и ее современные тенденции, а также — уже как предприниматель — уметь держать нос в воздухе и следить за главными событиями культуры: акциями, выставками и т.д.ярмарки, фестивали и аукционы.

Чтобы объяснить, как работает галерист, процитируем интервью с одним из самых известных российских коллекционеров Игорем Маркиным. Он так описывает свой бизнес: «Я постоянно тренирую глаза. Я хожу и смотрю, как некоторые люди читают книгу или смотрят фильм. Есть несколько принципов. Изделие должно быть мощным, визуально прочным, чистым. Самый простой пример — квадрат Малевича. В какой-то момент он поражает, восхищает, запоминает. Второе: художник, попавший в коллекцию, должен уже быть установленным, узнаваемым в профессиональной среде. Вот где нужны общение и книги. В массы это попадет гораздо позже. Я не верю в художника, который мне понравился и который не признан профессионалами. Есть своего рода технократизм, принцип, позволяющий создавать хорошую коллекцию, а не вкус. Я отношусь к своей коллекции как к менеджеру: это бесценное качество, оно мне не раз помогало. Говоря о рынке: из переполненного, чрезвычайно конкурентного корпоративного рынка 5 лет назад я оказался на почти пустом поле арт-рынка. Я был не один, конечно, но я не чувствовал конкуренции, я делал то, что хотел. Купил и искал то, что хотел. Сейчас ситуация сильно изменилась. Коллекционеры соревнуются за хорошие вещи. Если я продам свою коллекцию сейчас, собрать ее будет невозможно».

Где и на каких специальностях учиться

Где развить художественный вкус до такой степени, чтобы он мог извлечь из него пользу? В России вряд ли найдется учебное заведение, в котором готовили бы галеристов. Но помните, что галерист, коллекционер — это, прежде всего, специалист в области изобразительного искусства, поэтому подойдет одно из следующих указаний:

  • история искусства;
  • история искусства;
  • культурология;
  • менеджмент в искусстве.

Могут быть и другие специальности, связанные с искусством, эстетикой и культурой. В качестве дополнительного обучения не помешают курсы менеджмента, маркетинга, публичных выступлений.

Что касается учебного заведения, то не стоит выбирать среднюю специальную школу: в России есть колледжи культуры, но они вряд ли сделают вас настоящим ценителем искусства, поэтому лучше сразу поступать в вуз. Самым известным из них, хотя и далеко не единственным, является Российская академия живописи, ваяния и зодчества под руководством Ильи Глазунова. Другие варианты:

  • МГУ;
  • Московский государственный институт культуры;
  • Санкт-Петербургская Академия художеств;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
  • Екатеринбургская академия современного искусства;
  • Тюменский государственный университет и др.

В любом университете, где готовят теоретиков искусства, студенты изучают эстетику, теорию культуры, историю, литературу, философию, социологию, риторику, прикладные культурологические исследования, религиоведение, символизм в культуре, психологию, методы исследования систем, историю стилей. Научиться понимать, любить и ценить красоту можно на факультетах культурологии, истории искусства, музеологии и других. Но чтобы стать настоящим галеристом, нужна еще и деловая хватка.

Искусствовед

Чем приходится заниматься на работе

Конечно, галерист — сам себе босс, поэтому у него нет должностных обязанностей, как и самой должности, но мы можем поговорить о том, чем он занимается как предприниматель:

  • Ищу клиентов для выставок произведений искусства. Потенциальными покупателями и продавцами могут быть как известные музеи, так и частные коллекционеры.
  • Спроектируйте и организуйте выставки с последующим аукционом или без него: рассчитайте предполагаемые затраты и потенциальную прибыль, оцените прибыльность мероприятия.
  • Он устанавливает цены на выставки и распределяет сами работы по зонам внутри выставок. Создавайте описания продаж.
  • Выберите павильоны или другие помещения, которые можно использовать как выставочные площади.
  • Он разрабатывает и управляет рекламной кампанией, чтобы привлечь внимание к мероприятию как можно большего числа потенциальных покупателей, готовых приобрести произведение искусства.
  • Подумайте об освещении, защитите экспонаты от повреждений.
  • Организуйте работу персонала.
  • Здесь проходят фуршеты, которые всегда проходят на крупных аукционах и престижных выставках.
  • Он проводит сами мероприятия, представляет публике произведения искусства, старается заинтересовать потенциальных покупателей.
  • Подсчитайте прибыль и проанализируйте успешность выставки, подумайте о возможных улучшениях на будущее.

Попутно галеристу необходимо постоянно заниматься личным развитием. Сфера искусства настолько обширна и богата, что полностью освоить ее в человеческой жизни просто невозможно.

Кому подходит профессия

Современный галерист — это обычно зрелый человек 30-45 лет, хорошо образованный, говорящий на нескольких иностранных языках и хорошо разбирающийся как в искусстве, так и в бизнесе. Он охватывает как мир художника, далекий от прагматизма, так и чаяния практичного бизнесмена. Сочетание таких качеств — большая редкость, что, в общем-то, естественно. Поэтому работа галериста — дело элитное: конкуренция здесь небольшая, но очень жесткая, и чтобы противостоять ей, нужно много работать, иметь прекрасное образование и безупречный художественный вкус. Галерист — это не профессия, а путь, образ жизни, его смысл и стиль.