На первый взгляд реклама и видеоролики не представляют сложности. Некоторые думают, что для этого достаточно разбираться в индустрии продвижения и связей с общественностью. Это действительно так? Давайте рассмотрим, в чем специфика профессии клипмейстера.

Средняя зарплата: 1 500 000 рублей в месяц
Производитель клипов

Оценка профессии

Запрос
79%

Платежеспособность
95%

Конкуренция
34%

Барьер для входа
53%

Перспективы
83%

Профессия «клипмейкер» в сфере развлечений. Плоды работы ее представителей мы видим практически ежедневно: в рекламе и в клипах артистов. Хорошо сделанный рекламный ролик или видеоклип, в создание которого режиссер вложил всю свою душу, может получить миллионы просмотров и принести ему мировую известность. Для работы со знаменитостями приглашаются лучшие специалисты. Рассмотрим, как проходит творческий процесс и что ждет эту профессию в будущем.

Краткая история

Профессии клипмейкера около 60 лет. Его рождение связано с быстрым развитием кино, телевидения и индустрии развлечений. Особой популярностью он стал благодаря рекламным кампаниям. Оказывается, самый эффективный способ продвижения товаров — короткие видеоролики. Для их создания потребовались специалисты с отличными видео и аудио навыками и большой фантазией. В западных странах первые представители этой профессии появились в 1950-х годах, а в России — только в конце XX века.

Описание профессии

Название этой профессии состоит из двух английских слов: clip (в переводе «вырезать, вырезать») и make (означает «делать»). Поэтому несложно догадаться, кто автор клипа. Из самого названия понятно, что он занимается созданием ярлыков из фильмов, видео и аудиофайлов, которые затем объединяются в оригинальное и интересное видео.

Режиссер видеоклипа не только генерирует идеи, но и формирует целую команду (операторы, стилисты, декораторы, визажисты, художники по костюмам и др.), Которые будут работать над продуктом. Основное отличие от режиссера состоит в том, что создатель клипа должен транслировать «информационный пакет» (рекламу продукта или презентацию новой композиции исполнителя) в течение нескольких минут после выхода в эфир. При таком ограничении важно сохранить основной посыл и представить хорошо построенную сюжетную линию.

Клипмейкер несет полную ответственность за проект. Получив заказ, очень подробно продумайте сюжет будущего ролика. Затем на его основе режиссер пишет сценарий и определяет локации для съемок.

Основные недостатки профессии — ненормированный рабочий день и нестабильная заработная плата. На программу больше всего влияет хронометраж видеоклипа. Иногда команда под руководством производителя клипов работает днем ​​и ночью, чтобы успеть выполнить заказ к согласованному сроку. К тому же работа предполагает частые выезды и смену локаций для съемок. В условиях ограниченного бюджета условия могут быть совсем не комфортными.

Обучение и ЕГЭ

Как стать создателем видеоклипа? Первый шаг — получить образование. Многие представители этой профессии имеют диплом директора. Лучше выбрать следующие направления обучения: «Режиссура кино и телевидения», «Режиссура телевизионных программ», «Режиссура рекламы и мультимедиа». Они позволят вам овладеть искусством кинематографии, навыками режиссуры и сценария, научатся цветокоррекции и редактированию.

Хорошую теоретическую базу для будущего клипмейкера дадут такие вузы:

  • Северо-Кавказский государственный институт искусствВсероссийский государственный институт кинематографии. С. Герасимова. Факультет: направление; анимация и мультимедиа.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Факультет киноискусства.
  • Институт кино и телевидения (ГИТР). Дирекционный отдел.
  • Северо-Кавказский государственный художественный институт. Театральный факультет.
  • Московский государственный институт культуры. Факультет медиа-коммуникаций и аудиовизуального искусства.
  • Российский государственный институт сценических искусств. Факультет актерского мастерства и режиссуры.

Очевидно, этот список неполный. В качестве примеров мы привели лишь несколько университетов. Для зачисления на любой из перечисленных или иной (по выбору поступающего) необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также есть творческий конкурс.

Наверняка каждый новичок стремится в будущем стать известным профи. Чтобы эта мечта стала реальностью, нужно постоянно работать над собой, развиваться и повышать свой уровень. Для этого желательно посещать мастер-классы, записываться на курсы или специализированную школу. Например, в Москве есть специализированные школы с дневной формой обучения 9 месяцев, где можно получить профессию клипмейкера:

  • Школа «Клипмейкер».
  • Телевизионная школа «Карьера» при РГУ. А. Косыгин.

Спектр обязанностей

На создание видео у специалиста уходит много часов. Задачи клипмейкера следующие:

  • Сформируйте концепцию. Это сюжет, который ляжет в основу сценария клипа или рекламного ролика.
  • Подготовка к съемкам (выбор места, аренда студии или съемочной площадки, подбор актеров, придумывание сценария).
  • Координируйте работу всех членов творческого коллектива.
  • Монтаж материала, полученного во время съемок, наложение звуковых дорожек и введение спецэффектов.
  • Подарите заказчику готовый видеоролик.
  • Знания, умения и личностные качества

    Первое, что требуется от клипмейкера, — это художественный вкус и креативное мышление. Мы очень ценим способность придумывать свежие и оригинальные идеи, четко представлять, как они должны выглядеть на экране, и четко объяснять это остальной части команды. Плюсами будут безудержная фантазия и умение импровизировать.

    Работа с музыкальными произведениями требует от представителя этой профессии отличного слуха и чувства ритма. Они необходимы для гармоничного сочетания композиции с элементами хореографии и видео. Успех видео зависит от того, насколько он успешен.

    Помимо практических навыков и умений клипмейкеру необходимы теоретические знания:

    • основы маркетинга;
    • технологии и этапы производства видео и рекламных роликов;
    • характеристики рекламируемого продукта или изображение художника.

    Режиссер видео — руководящая должность. Поэтому для работы ему необходимы организаторские способности, коммуникативные навыки и гибкость. Такой специалист должен быть эмоционально устойчивым и терпеливым. Ему часто придется сталкиваться со стрессом, поэтому крайне важно уметь справляться с эмоциями.

    Кроме того, представитель этой профессии должен иметь:

    • смелость, решительность, ответственность и настойчивость (эти качества позволят добиться успеха, правильно отстаивать свое мнение, аргументировать в пользу того или иного творческого решения);
    • хорошая интуиция (важно выбрать наиболее удачный вариант ролика или клипа и создать истории, которые могут понравиться зрителям);
    • аналитическое мышление (позволит просчитать запросы потребителей и создать именно тот образ, который будет им максимально соответствовать);
    • высокая работоспособность и физическая выносливость (пригодится при работе в некомфортных условиях с ненормированным рабочим днем);
    • у него развита эмоционально-образная и словесно-логическая память.

    Зарплата

    У клипмейкера нет определенной месячной зарплаты. Его доход поступает от проектных налогов. Их стоимость зависит от репутации специалиста и бюджета, выделенного на работу.

    Некоторые режиссеры могут согласиться снять видео за 2000 долларов. Известные артисты готовы платить за видео от 50 до 70 тысяч долларов и даже больше. Конечно, вся сумма не идет лично клипмейкеру. Он делится между всеми участниками творческого коллектива, задействованными в съемках. Часть из них идет на сопутствующие расходы: аренда помещения, переезд и так далее.

    Самый дорогой клип в истории был снят на композицию Майкла и Джанет Джексон Scream. Это стоило 7 миллионов долларов. Его создателем был Марк Романек. На втором месте клип Мадонны на песню Die Another Day. Его стоимость составила 6 миллионов 100 тысяч долларов. Над этим работала шведская видео-команда Traktor.

    Карьерный рост

    Новичку придется немало потрудиться, прежде чем набраться необходимого опыта и отточить свои навыки. Начинающему режиссеру никто сразу не предложит коллаборацию знаменитостей. Поэтому рекомендуется начинать с малого. Вы можете, например, выполнять проекты для небольших телеканалов, операторов кабельного и спутникового телевидения, небольших студий. Идеальный вариант — устроиться помощником или администратором у известного клипмейстера. Это позволит более основательно изучить нюансы профессии и пройти хорошую практическую школу.

    Профессиональный рост режиссера музыкального клипа предсказать сложно. Одни занимаются небольшими недорогими проектами на протяжении всей своей жизни, а другие (с незаурядным талантом, навыками и полезными связями) достигают высот в сфере развлечений, сотрудничая с мировыми знаменитостями. Кстати, известный режиссер Люк Бессон («5 элемент», «Леон», «Васаби», «Поцелуй дракона») начинал свою карьеру в «большом» кино с производства музыкальных клипов.

    Перспективность профессии

    Сегодня формат отображения находится на пике спроса. Ирина Миронова, снявшая клипы для Би-2, Кристины Орбакайте, Тимати и других известных российских артистов, считает, что вскоре короткие видеоролики станут неотъемлемой частью любого бизнеса. Будущее за методами, которые могут заставить человека «прилипать» к экрану хотя бы на 3 минуты в первые 15 секунд. Узнав это, вы сможете сделать значительный шаг вперед в развитии и продвижении своего бизнеса.

    Российский клипмейкер Илья Найшуллер фокусируется на другой стороне будущего этой профессии. Обратите внимание, что стоимость производства клипов снижается. В наше время крайне редко можно найти видеоклип с бюджетом в миллион долларов. Причина в увеличивающейся доступности технологий. Поп-музыка и дальше будет требовать красивых и милых образов. А вот тем, кто работает с другими жанрами, придется чем-то удивить: новыми техническими приемами, оригинальностью сюжета, экспериментированием. В будущем зритель увидит несколько разных клипов, снятых для каждой композиции. Работа станет более агрессивной по мере роста количества нишевых проектов и большей свободы режиссеров.

    Клипы никуда не денутся, так как это наиболее яркий и надежный способ донести музыку до зрителя. В результате профессия клипмейкера еще долго будет востребована.

    Юлия Заблоцкая