Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Эти люди должны быть готовы добровольно использовать свои таланты для достижения общих целей. Это командная работа: она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Средняя зарплата: 65000 рублей в месяц
Радист управляет пультом дистанционного управления

Оценка профессии

Запрос
57%

Платежеспособность
63%

Конкуренция
84%

Барьер для входа
31%

Перспективы
58%

Нельзя утверждать, что всякий, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но любой вариант социофобии — абсолютное противопоказание к постоянной работе на радио. Но косвенно успеху будут способствовать уроки театральной речи, голоса, хорового пения и музыкальное образование…

Какие есть должности

Персоналом радиостанции предусмотрены самые разные локации:

  • редактор-наладчик;
  • радиоведущий;
  • соответствующий;
  • журналистка;
  • звукооператор;
  • технический. 

Но это не значит, что на радио много штатных сотрудников. Напротив, их обычно немного. Среди них взаимозаменяемость и вращение. Другими словами, два волонтера «дышат в спину» штатному сотруднику, который не может устроиться на свою работу. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Для поступления в штат необходимо иметь не только квалификацию и опыт работы, но и специальное образование. Выпускнику, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, готовящих грамотных специалистов в этой области:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
  • государственные театральные институты;
  • университет, где преподается звуковая инженерия.

Но вы можете получить специализацию, вообще не связанную с радио, и продолжать ее транслировать! Специальное базовое образование от сотрудника радиостанции не требуется, если вы хорошо владеете другой специальностью и владеете коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины своего дела и можете ярко и интересно рассказать о нем аудитории, то радио — очень возможная сфера применения ваших знаний и таланта.

Аудиотехника на радиоДело в том, что в любой радиостанции, помимо постоянных и штатных сотрудников, есть еще и авторы. Как правило, их круг намного шире стандартного. Это профессионалы, которые лишь эпизодически участвуют в радиопрограммах и проектах. Обычно радиостанция не является основным местом работы авторов. Каждый автор имеет опыт работы в своей профессиональной сфере, которая соответствует культурному, музыкальному или иному контексту вещания радиостанции. Являясь первоклассным специалистом своего дела, он создает рейтинговую и узнаваемую радиотрансляцию.

Итак, какую профессию радио вы должны выбрать и как это повлияет на вашу карьеру? Например, постановка цели «стать радиоведущим» мне кажется мелкой задачей. Важно смотреть вперед и готовиться, например, к карьере радиоведущего или главного редактора. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свою карьеру на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссеров.

Как попасть в эфир

Обучение на профильном факультете не дает студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в колледже важно найти хорошее место для профессиональной практики и опыта, которые обычно передает талантливый наставник. К тому же многое зависит от личных стремлений и жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, проходит через различные авторские проекты и бесплатную волонтерскую деятельность. Многие из моих друзей и я начали свою работу на радио с волонтерства в эфире. Я считаю, что такой подход позволяет постепенно осознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не учат в университетах. Не бойтесь испытать себя в качестве собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили, значит, в вас видят задатки радиоведущего. Не имеет значения, что вы все еще «за пределами штата» и не получаете постоянного гонорара в качестве автора-волонтера. Добавьте терпения в свои устремления! Время работает на вас!

Работодателям нужно слишком много времени и денег, чтобы творчески экспериментировать с молодыми выпускниками, но начинающие специалисты все равно должны предлагать себя в качестве журналистов и потенциальных радиоведущих, потому что в то же время СМИ всегда интересует аспект талантливых, инициативных и перспективных сотрудников в их рядах.

Сотрудник должен обладать разносторонними знаниями в области журналистики, компьютерного и звукового программного обеспечения, обработки текста, исключительных коммуникативных навыков, а иногда даже голоса!

Голос и звук

Радио — это прежде всего работа со словами и звуками. И все же можно рассчитывать на руку даже в мегаполисах — профессионалы, владеющие голосом и обладающие достаточным умением работать со студийным микрофоном. Они хорошо известны издателям. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и прислушиваться к его собственному голосу, постоянно работать над его нюансами и звучанием тембра. Тот, кто знает силу воспроизведения слов, фраз и значение пауз, обязательно добьется успеха.

Но это личное и профессиональное преимущество. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется публика (а значит, есть работа для маркетологов) и, соответственно, отбираются голоса главного героя и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в эфире привлекательный женский голос, а женщины — характерный мужской голос. Как известно, в нашем обществе женщин больше. Следовательно, значительную часть аудитории обычно составляют женщины, которые слушают радио на заднем плане. Поэтому мужские голоса предпочтительнее женских.

Оборудование для записи голоса на радиоИтак, если говорить об общих навыках, то тем, кто хочет связать свою жизнь с радио, необходимо иметь от природы красивый голос. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемыми, с «изюминкой» и приятным тембром. Национальные акценты и мелодии не приветствуются, так как требуют длительной корректировки, на которую у руководства радиостанции нет времени и средств. Главному редактору проще пригласить выпускника Академии театрального искусства в состав радиоавтора, чем переквалифицировать молодого специалиста из одной из множества периферийных бизнес-школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса телеведущих и штатных работников, а для литературных программ и трансляции аудиокниг предпочтительны актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы лично заявить о себе на радио, реализовать себя творчески?

Профессиональный выбор не самый лучший: разговорных радиоприемников мало, музыки чуть больше. У музыкального радио есть свои тонкости, у разговорного радио — свои реалии: здесь музыка занимает в среднем около десяти процентов эфирного времени. Кроме того, этот формат…

Издатели часто говорят: «Это формат!» «И это не формат!» Как они перемещаются? Честный ответ на этот вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, в которой четко указано, сколько (в процентах) и какие программы следует транслировать на данной радиостанции.

Однако здесь многое решает главный редактор и руководство. Идея любой вновь разработанной программы отражается в скрипте-заявке, который подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и оценивается редакцией, после чего принимается или отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично: «не сформировано». (Это также относится к музыкальным произведениям, отправленным композиторами и музыкантами на радиостанцию.)

«Неформат» — это не окончательный приговор. Соискатель должен спросить издателя: что именно входит в формат радиостанции, что может заинтересовать целевую аудиторию?

Способность войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата — самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь длительное прослушивание трансляции радиостанции, на которую соискатель готовит заявку на авторскую программу. Образно говоря, перевод — это «продукт». Если вы предлагаете то, чего нет на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие программы, успешные или неудачные. Никто не стирал традиций старого радиотеатра — но где их изучать? В Интернете можно послушать множество программ, вошедших в историю вещания: «Радионяня», «Севорот», «Полевая почта молодежи», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером) . Старые радиопрограммы, где слышны голоса выдающихся русских мастеров речи: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я бы не стал сильно преувеличивать важность подкастинга, который некоторые заинтересованные стороны рекламируют как серьезную альтернативу традиционному радиовещанию. Преимуществами подкастинга обычно являются своевременность, минимизация объема работы звукорежиссера и отсутствие цензуры. Однако это как раз слабые места подкастинга. Оперативность часто подменяется стремлением автора поскорее порадовать публику, преподнося ей непроверенные факты, дезориентирующие слушателя, подрывающие его доверие к СМИ. Отсутствие цензуры оборачивается вседозволенностью и профессиональным незнанием. Автор ожидает, что его подкаст принесет быстрый и ошеломляющий успех, но это представление вводит в заблуждение: подкасты от известных авторов активно скачиваются, а шедевры новичков, у которых нет издателя, который мог бы их направить, часто упускаются из виду. Высокий профессиональный уровень . Следовательно, плоды работы не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг — это вспомогательный, но не главный инструмент традиционной радиостанции. Но стремительное распространение интернет-радио, транслирующего его в каждом автомобиле, даст мощный импульс появлению нишевых радиостанций, ориентированных на отдельные сегменты целевой аудитории.