GR-менеджер помогает бизнесмену грамотно выстраивать диалог с представителями власти и госструктур. Подумайте, какие задачи он выполняет, сколько зарабатывает и как вы можете стать таким специалистом.
Оценка профессии
Многие крупные предприятия в России обзавелись новой единицей персонала — GR-менеджером. Этот сотрудник нужен для формирования доверительных отношений с руководителями, которые помогают компании расти. Он играет роль связующего звена, объединяющего компанию и силовые структуры разного уровня.
Краткая история
Аббревиатура GR означает английское словосочетание «Government Relations», которое переводится как «Government Relations». В США менеджеры по GR успешно работают не один десяток лет. Но в России эта профессия начала активно развиваться только в последние 5-7 лет, а первые специалисты появились только лет 10 назад.
В конце 90-х — начале 2000-х на такую должность в России были приняты на работу бывшие сотрудники госучреждений. Их кандидатуры были самыми заманчивыми, потому что бывшие чиновники очень хорошо знали, насколько важны решения, и имели личные связи с высшим правительством. В то время эти «свои люди и здесь, и там» часто были задействованы в различных коррупционных схемах, в результате чего компания получила главное преимущество. К сожалению, это тоже не редкость.
Основная причина, по которой профессия менеджера GR пришла в Россию совсем недавно, заключается в том, что в вузах не было программ подготовки таких специалистов. В связи с этим компаниям было крайне сложно подобрать квалифицированный персонал. Некоторые привлекали профессионалов из других стран, но не все могли себе это позволить. Большая часть банок первого поколения пришла из политики, имея опыт работы в государственных учреждениях. Сегодня нет проблем с подготовкой специалистов. Стать GR-менеджером можно, окончив один из российских вузов по соответствующей специальности
Описание профессии
Менеджер по связям с общественностью играет роль связующего звена, обеспечивая тесное взаимодействие между компанией и государством. Он продвигает и защищает интересы компании, в которой работает, в правительстве и в различных общественных организациях.
Кроме того, GR-менеджер отвечает за организацию деловых встреч и переговоров с государственными чиновниками. Также он принимает участие в конференциях и тематических презентациях, занимается разработкой и проведением семинаров для контактных лиц государственных ведомств. Успешный гиарист использует все имеющиеся в его распоряжении методы для построения доверительных отношений между бизнесом и государственными органами. Одно из них — переговоры в неформальной обстановке. Некоторые вынуждены участвовать в коррупционных схемах, но это чревато уголовной ответственностью.
Для успешного выполнения своих обязанностей GR-менеджер должен обладать навыками политического анализа и отслеживать изменения в законодательстве. Он должен быть в курсе всех новостей, чтобы быстро реагировать и адаптировать свою деятельность.
Результат профессиональной работы GR-менеджера — максимальная открытость и стабильность диалога с людьми, представляющими государство. Основная цель такого общения — поиск общих интересов и получение взаимной выгоды от сотрудничества. Гиару должны интересовать те, у кого есть власть развивать компанию, в которой он работает. В этом суть его работы.
Недостатки
Профессия GR-менеджера связана с максимальной ответственностью. От него зависит, какое мнение о компании сложится у властей. Если он просто сделает один неверный шаг, это может привести к ухудшению его самочувствия.
Будущий гиарист должен знать, что впереди у него ненормированный рабочий день, а также многочисленные встречи, различные мероприятия, командировки и оформление документов. Несложно догадаться, что при такой загруженности времени на полноценный отдых просто не остается.
Самым большим недостатком профессии считается добровольное и обязательное участие в коррупционных схемах. Почему GR-менеджер должен заниматься противоправной деятельностью? Потому что он контактирует только с нужными людьми у власти и наладил с ними сотрудничество. Отказ в некоторых случаях приводит к увольнению.
Где можно учиться
GR-менеджер может быть выпускником экономического или юридического вуза. При поступлении следует обратить внимание на такие специальности, как «связи с общественностью и реклама» и «зарубежное краеведение». Дополнительное обучение, соответствующее тому сектору, в котором работает компания, будет преимуществом. Это может быть, например, торговля, журналистика, химия.
В России можно получить необходимое образование, чтобы устроиться на работу менеджером по связям с общественностью в университеты, расположенные в разных регионах. Некоторые примеры:
Для поступления на указанные специальности в любой из перечисленных вузов любой другой кандидат должен сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию. Для изучения зарубежного регионоведения может потребоваться знание иностранного языка.
Обязанности
У GR-менеджера целый ряд обязанностей. Представитель этой профессии должен:
- защита и продвижение корпоративных интересов в государственных органах;
- определить потребности бизнеса, которые могут быть удовлетворены государственными органами;
- следить за важнейшими событиями в стране в экономической, политической, культурной и имиджевой сферах, а также готовить и вести переговоры об участии в таких мероприятиях;
- отслеживать новые счета и оценивать, как они могут повлиять на бизнес;
- проводить встречи и переговоры с представителями государственных структур;
- разрешать кризисные ситуации и предотвращать конфликты;
- посещать презентации, выставки и другие мероприятия, где есть возможность познакомить государственных служащих с достижениями компании.
Требования работодателя
Найти работу GR-менеджера не так-то просто. Даже новичку нужно быть высокопрофессиональным. Кандидат должен иметь диплом о высшем образовании. Обратите внимание, что работодатель предпочтет выпускника бизнес-школы или юридического факультета, а также того, кто изучал государственное управление.
Кроме того, заявитель должен:
- понимать специфику отрасли, в которой работает компания;
- знание методов лоббирования интересов компании в государственных органах и различных международных организациях;
- закрепить навыки работы с компьютером;
- опыт оформления документов и деловой переписки;
- знание того, как устроены государственные органы, общественные организации и как с ними работать;
- умение анализировать потребительский рынок и изучать конкурентов;
- навыки коммуникации;
- лидерские качества;
- аналитический ум.
крайне желателен минимальный опыт работы в любом государственном учреждении или общественной организации. На резюме хватит и года.
Личностные качества
Во время собеседования работодатель оценивает не только знания, навыки и умения кандидата. Для GR-менеджера важны определенные качества личности. Эта профессия требует:
- инициатива;
- умение со всеми найти общий язык;
- организационные навыки;
- упорство;
- устойчивость к стрессам;
- терпение;
- харизма.
Для каждого GR-менеджера чрезвычайно важно уметь не только слушать, но и слушать людей, понимать их. Человек, занимающий эту должность, должен помнить, что он контактирует не с абстрактной властью, а с вполне осязаемыми ее представителями.
Зарплата
На уровень дохода GR-менеджера влияет множество факторов: образование, опыт, размер компании, регион. Минимальная заработная плата представителя этой профессии составляет примерно 1000 долларов США.
Если в резюме кандидата указывается учеба в юридическом или экономическом университете, опыт работы (несколько лет), перечень ценных профессиональных навыков и наличие связей с чиновниками, то в Москве он может рассчитывать на должность в компании и зарплату в размере 25 тысяч долларов.
Построение карьеры
Лучшее начало карьеры для GR-менеджера — это государственные учреждения. В первую очередь, это Аппарат Правительства РФ и Минэкономразвития РФ. На втором месте другие отраслевые министерства.
Те, кто прошел «боевое крещение» в первых двух телах, считаются сильнейшими профессионалами. Их корпоративная деятельность высоко ценится. Имея опыт работы в другом министерстве, вы также можете стать хорошим менеджером по связям с общественностью. Например, на промышленном предприятии будет высоко цениться сотрудник Минпромторга.
В некоторых случаях бывший PR-менеджер может стать GR-менеджером. Отличные навыки продвижения и убеждения помогут ему приобрести необходимые связи и успешно работать на благо компании.
Будущее профессии
Раньше у компаний не было должности официального специалиста по связям с государством. Сегодня это дело превратилось в целую профессию. Популярность и востребованность «гиаров» с каждым годом увеличивается. В эпоху стремительного технологического прогресса и тотальной автоматизации GR-менеджерам повезло больше, чем другим — их специальность включена экспертами в список будущих профессий.
Кстати, опыт GR может быть полезен в развитии вашего бизнеса. Ведь один из главных аспектов этой работы — полезные знания. Также огромным плюсом в этом случае являются хорошие отношения с госструктурами.