Конференция — один из самых распространенных способов донести информацию до целевой аудитории. Такой способ подачи материала особенно популярен среди преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устная презентация давно используется для одновременного обучения большого количества людей. Правильно построенный урок активизирует умственную деятельность, обеспечивает эмоциональную связь между слушателем и говорящим и способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как при обучении гуманитарным и естественным наукам, так и по точным дисциплинам.

Что такое лекция

Урок — это устное изложение информации, построенное по строго определенной логической структуре, подчиненное задаче раскрытия определенной темы наиболее глубоким и ясным из возможных способов. Основная цель урока:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания проблем распространения науки;
  • распространение информации о новых результатах современной науки.

Функции изложения урока материала:

  • информативный (предоставляет необходимую информацию);
  • стимулирующий (вызывает интерес к теме сообщения);
  • образовательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентация (помогает разобраться в проблемах, литературных источниках);
  • объяснительный (составляет основу научных концепций);
  • убедительный (подтверждает, свидетельствует).

Уроки часто являются единственно возможным способом обучения, например, если нет учебников по этому предмету.

Урок позволяет раскрыть основные понятия и проблемы изучаемой научной области, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является основой для дальнейшего использования таких форм обучения, как семинары, практические занятия, лабораторные работы, курсы, дипломы и т.д.

Виды лекций в вузе

Учитель средней школы может решать самые разные задачи: от простого консультирования до передачи редкой и узкоспециализированной информации ученикам. В зависимости от цели и характера урока выделяют основные виды занятий в университете:

  • установка;
  • познавательный;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • конференция-концерт;
  • конференция-презентация;
  • урок-обсуждение;
  • в виде консультации;
  • обзор (без подробностей);
  • проблемный;
  • с информационным дисплеем;
  • треки.

Вводная

Это видение необходимо, чтобы дать студентам представление о конкретном учебном предмете, ознакомиться с его основными задачами. Вводные уроки обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди других дисциплин. Студенты получают ориентировочную лекционную программу на семестр или учебный год, им известны основные этапы освоения предмета и выдающиеся личности, внесшие значительный вклад в научное направление. Кроме того, в рамках вводного занятия представлена ​​информация о текущем состоянии курсовой задачи, перспективах ее развития.

Преподаватель кафедры разъясняет студентам особенности организации их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает список книг, необходимых для подготовки к тесту или экзамену.

Информационная

Информативные уроки — традиционный способ изложения материала. Они проводятся, когда студентов необходимо познакомить с курсом по определенной теме или теме. Преподаватель предоставляет студентам необходимую информацию, которую они должны не только слушать и понимать, но и запоминать. Для лучшего усвоения материала на информативных уроках необходимо делать заметки — фиксировать основные моменты отчета.

Ведение заметок помогает студентам лучше усвоить важную информацию о курсе и, при необходимости, просмотреть материал перед сдачей экзамена или зачетом.

Лекция-конференция

Он отличается от других теоретических исследований наличием заранее определенной проблемы и подготовленных отчетов по определенной теме. Конференция включает в себя несколько выступлений, выстроенных в жесткую логическую последовательность: введение, основная часть, выводы. Это занятие позволяет комплексно осветить проблему, выделить основные моменты и особенности. Роль учителя сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе услышанной информации, интеграции и уточнению представленных данных.

Лекция-консультация

Этот тип уроков используется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что урок строится исключительно на ответах учителя: ученики задают вопросы по определенному разделу предмета или по всему курсу. Возможен и другой вариант, когда урок строится на основе всестороннего обсуждения заданной проблемы. В этом случае объединяются три основных элемента урока: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Уроки повторения призваны систематизировать полученные знания. Их отличительная черта — внимание к формированию ассоциативных отношений, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала нет конкретики и детализации, основная цель занятия — максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и междисциплинарных связей.
  • Уроки визуализации предполагают использование специальных инструментов виртуальной презентации. В рамках этого урока демонстрируются видео, фотографии, презентации, слайды, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение отображаемого материала. Этот вариант популярен среди учителей и студентов и используется в практике большинства учебных заведений.

Интерактивные уроки визуализации позволяют максимально четко изложить материал, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

  • Бинарные уроки — один из самых интересных и нестандартных видов уроков. Изложение материала происходит в форме диалога двух учителей (например, теоретика и практика), каждый из которых отстаивает свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

Структура лекций

В институтах и ​​университетах обычно используется определенная структура урока (по мнению ведущего): введение, основная часть, резюме.

  • Вводная часть необходима для установления связи с ранее изученным материалом.

Преподаватель объявляет тему урока, его цель и задачи, дает краткий план, основные требования к ученикам. Основная роль вводной части — заинтересовать публику, подчеркнуть актуальность темы. Часто на этом этапе урока указывается список использованной литературы. Продолжительность введения не превышает пяти-восьми минут.

  • Основная часть — это наиболее важный и информативный этап, в котором учитель раскрывает основные моменты темы из различных частей, определяя основные концепции, предлагая оценочные суждения.
  • На этапе синтеза представленная информация обобщается, является логическим завершением урока.

В конце спикер может познакомить студентов с темой следующего урока, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое классное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Пример плана урока выглядит так:

  • Название дисциплины:
  • Тема урока:
  • Цель урока:
  • Основные задачи:
    • образовательные:
    • развивающиеся:
    • обучать:
  • По результатам урока студент должен:
    • получить представление о:
    • быть в состоянии сделать:
    • знать:
  • Норматив времени: два академических часа.
  • Тип урока: урок.
  • Основные моменты Предоставленная информация Время, мин.
    1. Вступительная часть Привет. Контроль отсутствующих. Постановка темы, целей, основных задач. 5-8
    2. Планирование Постановка проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. 60-65
    3. Обобщение полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, на который ответили как преподаватель, так и ученики. Выполняется анализ ошибок. 8-10
    4. Подводя итоги Сравнение результатов занятия с заявленной целью и задачами. Оценка студенческой работы. 5-8
    5. Анонс следующего урока, домашнее задание Задачи для самозанятости, определение способов их решения. 2
  • Оборудование:
  • Подержанные книги:
  • В этом примере показан примерный план теоретической университетской лекции, цель которой — представить новый материал.

    Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно снижает затраты на одного студента, значительно упрощает учебный процесс без снижения его эффективности.