Опрос первокурсников в университетах и колледжах проводится для сбора информации, которая часто будет использоваться для решения двух одинаково важных и, в целом, взаимосвязанных задач. Первый — улучшить имидж учебного заведения, второй — найти наиболее эффективные способы разместить свежеиспеченных студентов в университете или колледже. Следовательно, анкеты для первокурсников могут быть разного содержания.
Коррекция работы учебного заведения
Принимая во внимание свою репутацию, университеты и колледжи часто прибегают к опросам первокурсников, чтобы адаптировать (к лучшему, конечно) организацию приемной кампании, выявляя места, которые явно слабые или мало задумываются. Еще одно «тайное значение» заполнения первокурсниками своеобразной имиджевой анкеты — это сбор материала для разработки стратегии продвижения учебного заведения, особенно если оно не входит в число самых популярных университетов или колледжей, но имеет все предпосылки для получения диплома прорвать.
Хорошо это или плохо, поскольку высшее и среднее профессиональное образование (и даже школьное образование) стало «услугой», университеты и колледжи живут по законам рынка и серьезно борются за внимание и благосклонность кандидатов. Поэтому неудивительно, что образовательным учреждениям всех уровней необходимо использовать некоторые методы ведения бизнеса для построения здоровой политики саморекламы. Информация, собранная из анкет для первокурсников, помогает университетам, техникумам и колледжам определить, как говорят предприниматели, свою целевую аудиторию, чтобы разработать наиболее эффективную тактику привлечения кандидатов.
Часто университеты и колледжи не разделяют две основные обязанности по изучению своих «новобранцев», поэтому обычно анкета первокурсника содержит блоки, на первый взгляд, слабо связанные вопросы, такие как:
- «Какую школу вы закончили?»;
- «Как вы узнали о нашем учебном заведении?»;
- «Почему вы выбрали специальность, на которую поступили / наш вуз (вуз, технический институт)?»;
- «Если бы посещение занятий было бесплатным, какой процент занятий вы бы выбрали для прослушивания?»;
- «Какие дополнительные разделы вы хотели бы изучать?» так далее
Ведь все взаимосвязано, и с помощью ответов на эти вопросы учебное заведение сможет разработать целостный план действий по вхождению в группу лидеров рынка образовательных услуг. Будет понятно, в каком направлении двигаться для повышения качества образования, где проводить профориентационную деятельность, обучение по каким специальностям развивать и как помочь первокурсникам быстрее найти себя.
Примеры анкет:
Помощь в адаптации
Не менее распространенный вариант анкеты — анкета первокурсника куратора. Сопровождение наставника помогает школьникам прошлых лет решать новые и незнакомые задачи и преодолевать трудности. На каждую академическую группу закрепляется по одному преподавателю (этакий аналог классного руководителя, а в техникумах и вузах его часто называют куратором). Его работа направлена на:
- о быстрой адаптации студентов к жизни в образовательном учреждении;
- знакомство с правилами внутреннего распорядка вуза или колледжа, традициями учебного заведения;
- внедрение кафедр в новую систему получения знаний;
- формирование сплоченного коллектива;
- организация внеклассных занятий.
Анкета первокурсника в помощь куратору, как правило, содержит стандартные блоки:
- данные о поле, возрасте, семье студента;
- причины выбора учебного заведения и специальности;
- трудности, возникающие в учебном процессе;
- качество общения с учителями, администрацией, одноклассниками;
- оценка работы куратора группы;
- степень вовлеченности первокурсников во внеклассную жизнь и др.
Ответы одновременно служат основой для составления программы адаптации для конкретного новичка и отправной точкой для анализа проблем студенческой жизни в целом. Таким образом, анкета первокурсника для куратора группы — это инструмент для определения вектора его работы со студентами, а опрос — содержательный диалог, а не формальность. Ответственный подход к реагированию помогает преподавателям организовать эффективную адаптацию студентов вузов и колледжей и школьников прошлых лет — избежать дискомфорта в новых условиях, безболезненно интегрироваться в учебный процесс, коллектив и получать удовольствие от обучения.
Примеры анкет адаптации:
Дополнительно анкеты первокурсников можно заполнять и для других целей:
- творческие люди, способные организовать как межвузовскую научную конференцию, так и конкурс «Здравствуйте, мы ищем таланты» или КВН;
- перспективные спортсмены, успешно защищающие честь вуза или колледжа во всех видах спортивных соревнований;
- будущие политики, если не все российские, то региональные, которые будут организовывать общественно значимые светские мероприятия.
Но в целом все разновидности анкеты первокурсника составлены, чтобы помочь новичкам как можно быстрее привыкнуть к реальности студенческой жизни и сделать ее лучше, интереснее, богаче и плодотворнее.