Более десяти лет «Жигули» считались самым популярным автомобилем в России и странах СНГ. Но современный АвтоВАЗ уже не похож на советский десятицентовик на Lada XRAY. За последние годы в компании произошли кардинальные структурные изменения, проведена масштабная реконструкция производственных линий и модельного ряда. Практика и стажировка на АвтоВАЗе для студентов — это возможность поработать с передовыми технологиями автомобильной индустрии, узнать о корпоративных стандартах международного бизнеса и получить необходимый практический опыт работы на рынке труда.
О компании
«Волжский автомобильный завод», аббревиатура названия которого и по сей день остается неофициальным названием всех моделей производителя, был основан в 1966 году. В 1970 году с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101: «копейки». В год отъезда завод выпустил 100 тысяч автомобилей и продолжал наращивать темпы. В советское время «Жигули» поставлялись в страны Африки, Азии, Европы под брендом Lada, с которым сегодня производится вся продукция для внутреннего и внешнего рынков. За 50 лет с момента основания завода объем производства составил более 28 миллионов единиц оборудования. Кстати, формально свой полувековой юбилей компания отмечает 4 года — до апреля 2020 года, когда будет выпущен первый автомобиль под таким же номером.
Постсоветский период оказался для АвтоВАЗа критическим и почти фатальным. Крупнейшее производство легковых автомобилей в России и Восточной Европе сохранилось благодаря привлечению иностранных и государственных инвестиций. С 2008 года совладельцем завода стал альянс Renault-Nissan. В 2014 году его доля в пакете акций группы АвтоВАЗ превысила 50%. Еще одним важным держателем акций компании является Российская Федерация в лице компании «Ростех».
Вместе с Western Capital завод принял признанных профессионалов мирового автомобилестроения. Например, Стив Маттин, известный по работе с Mercedes-Benz и Volvo, стал главным дизайнером Lada.
Сегодня положение ПАО «АвтоВАЗ» не блестящее, последствия экономического кризиса бросаются в глаза, но достаточно стабильно. Годовая операционная прибыль составила 1,6 млрд рублей. На производственных площадках в Тольятти и Ижевске ежегодно выпускается более 300 тысяч автомобилей марок LADA, Renault, Nissan, Datsun. Легендарный отечественный внедорожник «Нива» производится на совместном предприятии АвтоВАЗа и General Motor.
В структуру компании входят 140 дилерских центров, предприятия по производству инструмента, продаж запчастей, подразделения по производству спецтехники и спорткаров Lada.
Каждый пятый новый автомобиль, проданный в России за последние годы, сходит с конвейера ВАЗа. В планах концерна на среднесрочную перспективу: пополнение ассортимента 12 новинками и модернизация 11 моделей. Компания активно наращивает продажи в России и странах ближнего зарубежья.
Кадровый резерв
Большое внимание на АвтоВАЗе уделяется развитию человеческого потенциала, и включение группы в международный холдинг только усилило эту работу. Политика подготовки кадров, принятая до 2020 года, сочетает в себе традиционные методы привлечения молодежи: профориентационные мероприятия для школьников, дни открытых дверей и организацию производственных практик для студентов средних технических учебных заведений — и современные форматы:
- целевые программы обучения студентов инженерных специальностей;
- бизнес-обучение в университете группы;
- языковые курсы для сотрудников (кстати, знание английского требуется соискателям на большинство вакансий).
Сотрудничество с вузами и практика на АвтоВАЗе
Судя по всему, автопроизводитель Тольятти не нуждается в массовом притоке кадров из других регионов и сосредотачивает свои усилия на обучении кадров местными образовательными учреждениями. Это не значит, что предприятие отказывается принимать на практику студентов из других городов, например, на АвтоВАЗе традиционно проходят обучение студенты профильных факультетов Московского машиностроительного университета и многих других крупных столичных вузов. Но основной упор делается на кадры Самары и близлежащих регионов.
В 2012 году компания подписала договор о целевом обучении студентов Тольяттинского государственного университета по программе, соответствующей потребностям учреждения. Ежегодно ТГУ набирает 100 человек в группы по следующим специальностям:
- автомобильная промышленность, автомобилестроение и машиностроение;
- технология обработки металлов давлением, сварочное производство, металлофизика;
- электроника, двигатели внутреннего сгорания;
- управление качеством и другие.
Компания выплачивает студентам надбавку к стипендии, организует производственное обучение, устанавливает квалификационные требования к уровню образования выпускников. Специалисты завода входят в состав государственных комиссий по защите дипломов. Новоиспеченные успешные бакалавры и мастера устраиваются на работу на АвтоВАЗе.
В 2018 году аналогичные соглашения были заключены с Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П. Королева и Политехом (СамГТУ). Студенты университета с хорошей успеваемостью по специальным предметам и хорошим знанием английского языка могут пройти целевую подготовку. Программа рассчитана на 370 дополнительных часов обучения, в течение которых студенты осваивают:
- программное обеспечение для проектирования;
- основы автомобильного дизайна и технологий;
- управление проектом;
- углубить знание английского языка.
Участники целевых программ имеют возможность пройти дополнительную стажировку на зарубежных объектах альянса Renault-Nissan, получить должность инженера-конструктора или руководителя проекта после окончания обучения.
Компания также тесно сотрудничает с Приволжским государственным университетом. Студенты кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства регулярно проходят производственную практику в профильном управлении АвтоВАЗа. Студенты имеют все возможности учиться на практике, как воплощать инженерные идеи в жизнь в конструкциях предприятий, узнавать о тенденциях и правилах современного автомобильного дизайна даже под непосредственным руководством Стива Маттина. Отбор на стажировку на АвтоВАЗе осуществляется профессорами вузов, и для ее прохождения необходимы знания компьютерного программного обеспечения для 3D-моделирования.
Независимо от направления обучения стажеры АвтоВАЗа получают навыки в выбранной профессии, доступ к производственным данным для написания отчетов о текущей практике и исследовательских работ, возможность вернуться в уже знакомую сферу в качестве штатных специалистов после окончания учебы.
Стажировки в АвтоВАЗ
Компания не имеет общекорпоративных программ стажировок вне партнерства с вузами, но такие проекты периодически реализуются отдельными подразделениями группы АвтоВАЗ. Например, GM-AVTOVAZ приглашает студентов как инженерного, так и административного образования пройти оплачиваемую стажировку по направлениям и кафедрам по их выбору:
- производственные подразделения, технические кабинеты, охрана труда;
- услуги контроля качества, управление поставками, закупки,
- финансовые и правовые блокировки;
- подразделения маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания;
- отделы информационных технологий и коммуникаций.
В программе: знакомство с основами производства и практикой работы на конвейере, обязательное для всех, обучение под руководством сотрудников, участие в текущих делах. Продолжительность стажировки составляет 3 месяца, в течение которых студент должен подготовить и реализовать на выбранной кафедре собственный проект по проблемам, которые ставит компания. Лучшим стажерам будет предложено место в штате. Остальное выплачивается из заработной платы младшего специалиста — 15 500 руб.
Как попасть
Общие требования к кандидатам на стажировку в GM-AVTOVAZ»:
- вы учитесь на последнем курсе или недавно закончили университет;
- знание английского не хуже, чем Pre-Intermediate;
- уметь использовать ПК и MS Office.
Знание компьютеров и иностранных языков проверяется отдельно специальными тестами. Профессиональные знания и навыки будут оценены на собеседовании, в ходе которого они узнают владельцев наиболее успешных резюме.
Отзывы
В онлайн-обсуждениях работодателей АвтоВАЗу уделяют мало внимания. Почти двадцать лет производства и сокращения персонала, постоянных задержек с заработной платой и других потрясений сформировали негативный образ компании в глазах большого числа бывших сотрудников. Мнение во многом верное, но есть надежда, что оно скоро безнадежно устареет.
Сегодня отзывы сотрудников менее критичны, многие отмечают социальный пакет, своевременную выплату заработной платы и внедрение программ повышения квалификации персонала. Правда, некоторые комментаторы говорят и о медленном карьерном росте в компании, что может быть неприятным фактором для амбициозного молодого специалиста.
Бывшие студенты, прошедшие стажировку на АвтоВАЗе, подчеркивают преимущества погружения в производственные процессы для профессионального развития, возможность изучать технологии и участвовать в улучшении продукции.
Не будем останавливаться на тезисе о «новом взлете отечественного автопрома», но, как отмечают экономические эксперты, показатели компании сегодня растут и будут расти в ближайшие годы. Поэтому практика и стажировка на АвтоВАЗе для студентов — это не только прикладной опыт и направление в учебной программе, но и многообещающий старт карьеры, к развитию которой желающие могут обратиться в зарубежные автомобильные компании.