Практика и стажировки в «Детском мире» — редкость для студентов, но они обязательно станут полезным профессиональным опытом и возможностью начать карьеру в компании с богатой историей и известным именем.
О компании
В каждом достаточно большом городе Советского Союза были магазины «Детский мир», и лишь немногие из сотен миллионов посетителей ожидали, что они станут прототипом первой общенациональной розничной сети мелких товаров. В 1947 году в Москве открылся специализированный магазин, ассортимент которого состоял исключительно из игрушек, школьных принадлежностей и одежды для юных граждан СССР. В 1957 году было завершено строительство центрального «Детского мира» — огромного торгового комплекса, поразившего покупателей того времени своими размерами, уникальным дизайном и широким ассортиментом. Заведение сохраняло бренд лидера отрасли до конца советских времен. Универмаг оставался не только основным продавцом детских товаров (товарооборот магазина был запредельным по меркам того времени — до 100 млн рублей в год), но и «законодателем моды» для детских садов и школьников и даже инициатором разработки и производства игрушек, одежды и школьных принадлежностей.
Хотя филиалы того же «Детского мира» формально были только в Москве — 25 филиалов по состоянию на 1990 год, остальные одноименные магазины страны также получали аналогичные товары. В 1996 году инвестиционная компания АФК «Система», будущий владелец основного холдинга, стала акционером DM, а в 2000 году активы были объединены в единую сеть федерального масштаба.
Современное ПАО «Детский мир» — владелец одного из самых известных брендов страны. Группа компаний состоит из трех ключевых структурных единиц:
- одноименная розничная сеть, включающая 578 филиалов в России и Казахстане;
- группа ELC (Центр раннего обучения), управляющая 44 магазинами;
- складской комплекс «Крекшино».
С 2011 года «Детский мир» также доступен в сети — интернет-магазин содержит весь ассортимент сети, предлагает доставку в любую точку страны. С 2013 года ритейлер развивает новый формат на российском рынке, размещая зоны отдыха и развлечений непосредственно в магазинах. Для создания интерактивных игровых комплексов используются только экологически чистые материалы. Новую концепцию представили во флагманском гипермаркете бренда на Воздвиженке, открывшемся в 2014 году.
Ритейлер не ведет отдельных целевых программ, масштабной работы с вузами и колледжами. Официальная кадровая политика направлена на повышение квалификации и профессиональный рост уже нанятых сотрудников. Для них существует корпоративная система обучения, которая включает:
- учебные курсы, курсы повышения квалификации
- вебинар, интерактивное обучение;
- стажировка, моделирование рабочих ситуаций.
Качество обучения офисных сотрудников проверяется с помощью оценки, формата оценки, в котором сотрудник должен продемонстрировать способность быстро решать бизнес-задачи, налаживать взаимодействие с коллегами и демонстрировать лидерские качества.
Практика в «Детском мире»
У сети нет университетов-партнеров как таковых, что в какой-то мере понятно, учитывая разброс магазинов в 219 городах двух стран. Допуск студентов местных школ и институтов на практику в «Детский мир» происходит по согласованию с руководителем того или иного филиала. Такой опыт требуется студентам, выбравшим профессии, связанные с продажами, маркетингом и смежными сферами.
Студенты знакомятся с ассортиментом, проходят базовое обучение правилам ведения бизнеса, использованию кассового аппарата и другого оборудования. После прохождения практики в Children’s World, состоявшиеся студенты могут рассчитывать на то, что они будут приняты на работу в штате на уже занятую должность. Для выпускников колледжей и университетов это возможность досконально изучить специальность и устроиться на профессиональную работу. Для студентов вузов работа в «Детском мире» может стать источником статистики и наблюдений для подготовки отчета по практическим проектам, курсам и ученым степеням.
Стажировки в «Детском мире»
На уровне компании реселлер имеет опыт проведения стажировок для будущих менеджеров, но пока такие программы носят разрозненный характер. В прошлом «Детский мир» набирал группы студентов старших курсов и аспирантов последних нескольких лет для участия в ежегодном проекте движения PRO.
Основные требования к поступающим — коммуникативные навыки, инициативность, стремление к развитию и, конечно же, профессиональные знания профиля образования. Показания к стажировке:
- финансы, коммерческая деятельность, маркетинг;
- операционная деятельность, развитие сети;
- информационные технологии;
- личное управление.
Программа предполагала полную занятость с оплатой труда, эквивалентной официальной заработной плате. В течение года студент трижды чередовал кафедры, изучая бизнес-процессы с разных позиций. В результате лучшие стажеры получили работу в управляющей компании на полную ставку.
Как попасть
По опыту движения PRO, чтобы пройти стажировку в «Детском мире», необходимо внимательно следить за вакансиями компании. Первый этап отбора — это регистрация анкеты кандидата и короткое эссе, в котором вы должны продемонстрировать свои знания о сети и мотивацию к обучению и росту. Следующие шаги:
- онлайн-тест;
- деловая игра в оценочном центре.
Отзывы
Как и вся отрасль розничной торговли, «Детский мир» далеко не идеальный работодатель в глазах бывших и нынешних сотрудников. Также распространены жалобы: текучесть кадров и периодическая нехватка персонала, переутомление, низкая заработная плата. Из плюсов комментаторы отмечают своевременную выплату заработной платы, соблюдение социальных обязательств и хорошие условия для карьерного роста. Кроме того, в случае переезда компания предлагает сотрудникам возможность переезда внутри компании в более удобно расположенные подразделения.
Для студента, желающего построить карьеру в розничной торговле, стажировка и практика в «Детском мире» станут возможностью изучить будущую сферу бизнеса изнутри, получить навыки продаж и пообщаться с покупателями и поставщиками.