Тяжелое машиностроение — отрасль, в которой российские производители конкурируют с иностранными фирмами на мировом рынке. Уралвагонзавод — ведущее предприятие комплекса, практики и стажировки, где он поможет студентам сделать уверенные шаги к профессиональному росту, приобрести ценные навыки и участвовать в разработке и производстве уникальной продукции гражданского и военного назначения.
О компании
Научно-производственная компания «Уралвагонзавод» (НПК УВЗ) является полностью государственным акционерным обществом. Машиностроительный гигант начал свою работу в 1936 году с выпуска в серию первых тяжелых вагонов. На протяжении пяти лет завод занимается производством платформ, полувагонов и крытого подвижного состава для железнодорожного транспорта.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году Уралвагонзавод перешел на военные рельсы. Танковый завод, созданный на базе УВЗ и эвакуированных машиностроительных предприятий, в годы Великой Отечественной войны произвел около 30% техники, поступившей на вооружение Советской армии. Легендарный Т-34 стал не только машиной Победы, но и родоначальником постройки отечественных танков. И сегодня разработки УВЗ для оборонно-промышленного комплекса задают тенденции развития танковой техники. Т-72 — модель, состоящая на вооружении десятков стран мира, Т-90С традиционно сочетает в себе высокий уровень надежности и маневренности с современными оптоэлектронными системами. УВЗ — разработчик танковой платформы Armata, представленной широкой публике на Параде 2015 года.
Сегодня Уралвагонзавод производит около 200 единиц тяжелой техники по трем основным направлениям:
Современная структура компании создана в 2007 году Указом Президента Российской Федерации. Научно-производственная компания организована по принципу вертикальной интеграции и состоит из 40 подразделений. В частности, в состав компании входят:
- Волчанский механический завод;
- Рубцовский филиал УВЗ;
- Шесть пронумерованных бронетанковых заводов;
- Уралкриомаш;
- Компания Витязь»;
- Челябинский тракторный завод;
- Ассоциация «Электромашина»;
- Томский электротехнический завод и Омский завод транспортного машиностроения;
- Тверской вагоностроительный завод и другие производственные товары.
Кроме того, на УВЗ сосредоточена мощная научно-производственная база:
- Уральские конструкторские бюро по строительству автомобилей и транспортной техники;
- Уральский научно-технический комплекс;
- Центр материаловедения и испытаний и другие отделы.
примечательно, что исследования УВЗ востребованы не только на грузовом транспорте и военно-промышленном комплексе, но и в космической отрасли. Разработки УВЗ в области танкостроения используются для оснащения комплексов запуска искусственных спутников с конца 1950-х годов. Интеллектуальные и технологические продукты УВЗ также используются в современных проектах «Энергия-Буран» и «Морской старт.
Кадровая политика
В подразделениях НПК «Уралвагонзавод» работает около 30 тысяч человек. Солидный персонал и высокотехнологичный профиль бизнеса требуют значительного ежегодного притока высококвалифицированных рабочих и специалистов. С 2005 года функции координационного центра компании по привлечению и развитию человеческих ресурсов выполняет корпоративный университет УВЗ. В его соучредители входят крупные высшие учебные заведения, такие как:
- Государственный университет Уральских железных дорог;
- Российская Экономическая Академия. Г.В. Плеханов;
- Балтийский ГТУ;
- Московский институт стали и сплавов;
- Челябинский государственный агроинженерный университет;
- Уральская академия государственной службы;
- Уральский и Ижевский государственные технические университеты и другие вузы.
Корпоративный университет реализует программы повышения квалификации сотрудников и отбирает кандидатов для целевого обучения в университетах-соучредителях. Ежегодно около 70 школьников поступают на профильные факультеты, готовящие кадры УВЗ.
Кроме того, базовые кафедры УВЗ действуют в Российском экономическом университете имени Плеханова, Российском государственном профессионально-педагогическом университете и УрФУ.
Следует отметить, что «Уралвагонзавод» — довольно закрытое предприятие для молодежи, не обучающейся в системе корпоративного обучения. Фактически, пройти стажировку в УВЗ можно только по направлению вуза. С одной стороны, сеть образовательных партнеров компании обширна, с другой стороны, если в нее не входит вуз, то возможности для обучающихся там студентов пройти производственную практику на УВЗ очень ограничены. Уралвагонзавод не предоставляет отдельные вакансии для прохождения практики или производственной практики в индивидуальном порядке.
Практика на УВЗ для студентов
Для обучающихся по контракту с компанией прохождение практики на заводах УВЗ является обязательным и входит в учебную программу. Лекторы назначают студентов из партнерских университетов и базовых кафедр на этом этапе производственного обучения. Ежегодно кафедры УВЗ принимают около 1000 студентов высших и средних учебных заведений на различные виды практики. Более 10% из них после защиты ученой степени находят работу в штате.
Помимо получения профессиональных навыков, изучения оборудования, технологий и нормативной документации во время практических занятий на УВЗ, студенты получают начальный управленческий опыт, понимание взаимодействия кафедр. Помимо этого, собранные данные становятся качественной основой для подготовки отчетов по упражнениям, курсам, дипломным проектам.
Помимо будущих гражданских специалистов, курсанты УрФУ проходят производственную практику на УВЗ. Студенты знакомятся с производством, последующее обслуживание которого будет связано с предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Отзывы
Многолетняя история и государственная собственность компании дают Уралвагонзаводу ряд преимуществ в глазах его сотрудников:
- прочная стабильность, гарантированная постановлениями правительства;
- официальные трудовые отношения в соответствии с законодательством и коллективным договором;
- своевременная выплата заработной платы, прозрачная система ее начисления и бонусов;
- социальный пакет, включающий, помимо обязательного страхования и услуг, льготы для сотрудников почти повсеместно забытого типа «реликвия», такие как льготные путевки в диспансеры и оздоровительные лагеря для детей сотрудников УВЗ.
Однако государственная форма также порождает недостатки, к которым аудиторы относят бюрократию в производственных и управленческих решениях, ограниченные условия для карьерного роста, довольно средний уровень оплаты труда и слабую мотивацию сотрудников.
Для студентов технических вузов практика на УВЗ станет хорошим вкладом в повышение квалификации, даже если их дальнейшая карьера не будет связана с тяжелым машиностроением. Уралвагонзавод изначально создавался как уникальное предприятие и сохраняет этот статус по сей день. В УВЗ интеграция современной науки и высокотехнологичного производства — это не просто модный лозунг — это способ работы. Структура компании ориентирована на весь цикл создания ультрасовременного оборудования и технологий, от идеи и дизайна до запуска в серию. Сегодня далеко не все международные компании могут это сделать, и даже минимальное участие в таком большом проекте во время стажировки на УВЗ станет отличным стартом карьеры для студента-инженера.