РЖД — крупнейший грузовой и пассажирский перевозчик в стране, практически монополист на рынке. В стране нет человека, который хотя бы раз не воспользовался услугами компании, и студента-транспортника, для которого стажировка на РЖД была бы пустой тратой времени.
О компании
ОАО «РЖД» — вертикально интегрированный государственный транспортный холдинг с подразделениями на всей территории Российской Федерации и за рубежом. Компания является прямым наследником Министерства путей сообщения, восходящего к дореволюционной эпохе.
До 2011 года РЖД занимало практически монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок в России, но после решения правительства о либерализации условий работы в этом секторе часть активов компании была приватизирована и передана в частный сектор. Сегодня компания перевозит в Россию около 45% грузов и 26% пассажиров. В абсолютном выражении по железным дорогам России ежегодно перевозится более 1 миллиарда человек и 1,2 миллиарда тонн угля, нефти, металлургического сырья, товарных и других грузов. В холдинге более 85 тысяч километров железнодорожных путей, почти 200 тысяч вагонов всех типов, подвижного состава и пассажиров.
Активы акционерного общества сгруппированы по направлениям деятельности:
- 16 региональных железных дорог, охватывающих все субъекты федерации.
- Управленческие структуры по управлению пассажирским движением, вокзалы, дачные комплексы.
- Центр корпоративного транспортного обслуживания и управления терминально-складским комплексом.
- Департаменты и управления, отвечающие за инфраструктурные структуры компании.
- Зарубежные представительства в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Прибалтики, Азии, Ближнего Востока.
Российские железные дороги — один из крупнейших работодателей страны. На предприятиях компании работает более 750 000 человек. Средняя зарплата превышает 50 тысяч рублей.
Молодежная политика
РЖД уделяет большое внимание привлечению молодых специалистов и прилагает много усилий для удержания тех, кто уже работает в компании. На период до 2020 года в компании утверждена официальная молодежная политика, в рамках которой принимаются меры по адаптации новых сотрудников, конкурсы профессионального мастерства, поддержка в реализации проектов в сотрудничестве с коллегами из стран ЕАЭС. Перспективные сотрудники имеют возможность повышать квалификацию в корпоративном университете.
Приток молодых специалистов в компанию обеспечивают профильные институты, технические институты и университеты. РЖД тесно сотрудничает с девятью транспортными вузами и их филиалами:
РЖД заключили с этими вузами целевые контракты на обучение персонала компании. Ежегодно нанимается около 10 тысяч кандидатов, которые после получения диплома обязуются приехать и работать в структуре компании.
О направлении в вуз от РЖД могут подать выпускники школ и средних технических учебных заведений железнодорожного транспорта, дети сотрудников компании, абитуриенты из отдаленных населенных пунктов, где работают подразделения компании. Отбор кандидатов осуществляется кадровыми службами региональных офисов.
Компания поощряет своих лучших студентов:
- персональные стипендии — присуждаются ежегодно;
- стипендии на разработку диссертаций по актуальным для ОАО «РЖД» темам.
Практика в РЖД
Учебная, производственная и преддипломная практика в РЖД для студентов с целевым контрактом является обязательной, они проходят ее исключительно на кафедре, давшей направление в вуз.
Студенты железнодорожных учебных заведений, не связанные договорными отношениями с компанией, могут пройти стажировку в ОАО «РЖД» в соответствии с руководством конкретных филиалов и подразделений. Теоретически шанс есть у каждого, но, учитывая, что количество целевых работников составляет более 5% от общего числа сотрудников, возможности создания дополнительных рабочих мест для сторонних стажеров ограничены. То же самое и со студентами из нецентральных университетов: их компания готова принять остатки.
Общее количество студентов-железнодорожников России, проходящих производственную практику на базе компании в год, составляет 40 тысяч человек. Помимо повышения профессиональных навыков, изучения основ работы с технологиями, отраслевых правил и инструкций, целевые студенты имеют возможность готовить качественные практические отчеты, курсы и дипломные проекты на основе реальных данных и производственной деятельности.
Примеры отчетов о практике в РЖД:
Стажировка в РЖД
Если компания наберет на практику тысячи студентов, возможностей для стажировки на РЖД гораздо меньше. В отдельных подразделениях периодически открываются вакансии для магистрантов или недавних выпускников. Например, предприятия железнодорожного холдинга могут искать начинающих инженеров, специализирующихся на устройстве пути. Требования к поступающим сводятся к образованию по соответствующему профилю — остальное готово к обучению на месте. Подработка, оплата инженерных должностей скромная — 15 тысяч. Срок приема на работу составляет 3 месяца, после чего студент может подавать документы на место в штате.
Групповые стажировки на РЖД проходят только в административных единицах. Например, у отдела кадров и отдела корпоративных финансов есть такой опыт. Программа «Авторский курс» предназначена для аспирантов, студентов и аспирантов в областях, связанных с человеческими ресурсами, менеджментом, экономикой и финансами. Проект длится 10 месяцев, в течение которых участники проходят интенсивную теоретическую и практическую подготовку. По результатам в штат принимаются лучшие. Занятия в основном проводятся по вечерам и в выходные дни, что дает возможность совмещать стажировку в РЖД с учебой.
Кафедра финансов включила в программу стажировки:
- теоретический курс;
- продвинутые курсы;
- курсы личностного развития;
- практические занятия на реальных проектах.
Стажировка бесплатная. Успешность обучения оценивается на аттестации, лучшие устраиваются на работу в компанию с зарплатой 45-60 тысяч рублей.
Как попасть
Отбор на стажировку в отдел кадров включает всего два этапа:
- конкурсная программа-анкета;
- интервью с руководством отдела управления персоналом.
Стандартная анкета компании лаконична. Помимо контактной информации, информации об образовании и опыта работы, РЖД интересуют всего два вопроса:
- карьерные планы;
- мобильность рабочей силы.
Отдельное поле отведено для более подробной информации о вас, стиль изложения которой выбирает сам соискатель.
Немного сложнее с отбором на стажировку в департамент корпоративных финансов РЖД. Кандидаты также подают заявки и резюме, которые предварительно оцениваются рекрутерами. Затем отобранные кандидаты проходят тестирование:
- профессиональный — проверить знание финансовых правил и положений;
- из профиля РЖД;
- тест Белбина: измеряет способность работать в команде.
Пример теста.
Другой тест — оценка. Это деловая игра, в которой будущие слушатели должны продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и умение взаимодействовать друг с другом, выполнять индивидуальные и групповые задачи, проводить презентации и решать бизнес-кейсы.
Только первые 30 человек проходят последний отборочный этап: собеседование с руководителями отделов. 15 из них подпишут договоры об ученичестве, мотивационные письма и письма-презентации которых будут более убедительными для топ-менеджеров.
Отзывы
Комментарии о временной и постоянной работе на РЖД на интернет-ресурсах весьма противоречивы. Многие участники тематических форумов отмечают высокую загруженность обучаемых, низкий уровень доверия наставников и частое выполнение непрофильных задач. Кроме того, минусом называют отсутствие оплаты студенческой работы, низкие шансы карьерного роста по ряду направлений и направлений. При этом большинство признает, что для тех, кто намерен в будущем построить карьеру в сфере железнодорожного транспорта, стажировка или практика в РЖД значительно повысит их профессиональный уровень.
Комментаторы также отмечают, что как целевые контракты на обучение, так и контракты для наиболее успешных стажеров содержат пункт, определяющий обязательства студента работать в компании в течение нескольких лет. Если в первом случае требование будет достаточно обоснованным, то во втором оно может стать серьезным препятствием для реализации амбиций молодого специалиста.
В целом РЖД не может быть примером передового современного бизнеса, но практика и стажировка в РЖД обязательно станут полезным опытом для студентов. Обширная сеть путей, разветвленная производственная структура, миллионы заказчиков: все это позволит молодым специалистам железных дорог и других профессий отточить свое мастерство, участвовать в крупных технических и коммерческих проектах и изучать особенности изнутри подразделения и секции в крупных компаниях.