РЖД — крупнейший грузовой и пассажирский перевозчик в стране, практически монополист на рынке. В стране нет человека, который хотя бы раз не воспользовался услугами компании, и студента-транспортника, для которого стажировка на РЖД была бы пустой тратой времени.

О компании

ОАО «РЖД» — вертикально интегрированный государственный транспортный холдинг с подразделениями на всей территории Российской Федерации и за рубежом. Компания является прямым наследником Министерства путей сообщения, восходящего к дореволюционной эпохе.

До 2011 года РЖД занимало практически монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок в России, но после решения правительства о либерализации условий работы в этом секторе часть активов компании была приватизирована и передана в частный сектор. Сегодня компания перевозит в Россию около 45% грузов и 26% пассажиров. В абсолютном выражении по железным дорогам России ежегодно перевозится более 1 миллиарда человек и 1,2 миллиарда тонн угля, нефти, металлургического сырья, товарных и других грузов. В холдинге более 85 тысяч километров железнодорожных путей, почти 200 тысяч вагонов всех типов, подвижного состава и пассажиров.

Активы акционерного общества сгруппированы по направлениям деятельности:

  • 16 региональных железных дорог, охватывающих все субъекты федерации.
  • Управленческие структуры по управлению пассажирским движением, вокзалы, дачные комплексы.
  • Центр корпоративного транспортного обслуживания и управления терминально-складским комплексом.
  • Департаменты и управления, отвечающие за инфраструктурные структуры компании.
  • Зарубежные представительства в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Прибалтики, Азии, Ближнего Востока.

Российские железные дороги — один из крупнейших работодателей страны. На предприятиях компании работает более 750 000 человек. Средняя зарплата превышает 50 тысяч рублей.

Молодежная политика

РЖД уделяет большое внимание привлечению молодых специалистов и прилагает много усилий для удержания тех, кто уже работает в компании. На период до 2020 года в компании утверждена официальная молодежная политика, в рамках которой принимаются меры по адаптации новых сотрудников, конкурсы профессионального мастерства, поддержка в реализации проектов в сотрудничестве с коллегами из стран ЕАЭС. Перспективные сотрудники имеют возможность повышать квалификацию в корпоративном университете.

Приток молодых специалистов в компанию обеспечивают профильные институты, технические институты и университеты. РЖД тесно сотрудничает с девятью транспортными вузами и их филиалами:

  • Дальневосточный государственный университет;
  • Иркутский государственный университет;
  • Московский государственный университет (МГУПС (МИИТ));
  • Омск ОмГУПС;
  • ПГУПС Санкт-Петербурга;
  • ГУПС Ростова;
  • Самарская государственная администрация путей сообщения;
  • Сибирский СГУПС;
  • Уральский государственный университет транспорта.
  • РЖД заключили с этими вузами целевые контракты на обучение персонала компании. Ежегодно нанимается около 10 тысяч кандидатов, которые после получения диплома обязуются приехать и работать в структуре компании.

    О направлении в вуз от РЖД могут подать выпускники школ и средних технических учебных заведений железнодорожного транспорта, дети сотрудников компании, абитуриенты из отдаленных населенных пунктов, где работают подразделения компании. Отбор кандидатов осуществляется кадровыми службами региональных офисов.

    Компания поощряет своих лучших студентов:

    • персональные стипендии — присуждаются ежегодно;
    • стипендии на разработку диссертаций по актуальным для ОАО «РЖД» темам.

    Практика в РЖД

    Учебная, производственная и преддипломная практика в РЖД для студентов с целевым контрактом является обязательной, они проходят ее исключительно на кафедре, давшей направление в вуз.

    Студенты железнодорожных учебных заведений, не связанные договорными отношениями с компанией, могут пройти стажировку в ОАО «РЖД» в соответствии с руководством конкретных филиалов и подразделений. Теоретически шанс есть у каждого, но, учитывая, что количество целевых работников составляет более 5% от общего числа сотрудников, возможности создания дополнительных рабочих мест для сторонних стажеров ограничены. То же самое и со студентами из нецентральных университетов: их компания готова принять остатки.

    Общее количество студентов-железнодорожников России, проходящих производственную практику на базе компании в год, составляет 40 тысяч человек. Помимо повышения профессиональных навыков, изучения основ работы с технологиями, отраслевых правил и инструкций, целевые студенты имеют возможность готовить качественные практические отчеты, курсы и дипломные проекты на основе реальных данных и производственной деятельности.

    Примеры отчетов о практике в РЖД:

  • Промышленная, специализирующаяся на бухгалтерском учете и аудите».
  • Преддипломный (тема: «Экспресс-система”»).
  • Стажировка в РЖД

    Если компания наберет на практику тысячи студентов, возможностей для стажировки на РЖД гораздо меньше. В отдельных подразделениях периодически открываются вакансии для магистрантов или недавних выпускников. Например, предприятия железнодорожного холдинга могут искать начинающих инженеров, специализирующихся на устройстве пути. Требования к поступающим сводятся к образованию по соответствующему профилю — остальное готово к обучению на месте. Подработка, оплата инженерных должностей скромная — 15 тысяч. Срок приема на работу составляет 3 месяца, после чего студент может подавать документы на место в штате.

    Групповые стажировки на РЖД проходят только в административных единицах. Например, у отдела кадров и отдела корпоративных финансов есть такой опыт. Программа «Авторский курс» предназначена для аспирантов, студентов и аспирантов в областях, связанных с человеческими ресурсами, менеджментом, экономикой и финансами. Проект длится 10 месяцев, в течение которых участники проходят интенсивную теоретическую и практическую подготовку. По результатам в штат принимаются лучшие. Занятия в основном проводятся по вечерам и в выходные дни, что дает возможность совмещать стажировку в РЖД с учебой.

    Кафедра финансов включила в программу стажировки:

    • теоретический курс;
    • продвинутые курсы;
    • курсы личностного развития;
    • практические занятия на реальных проектах.

    Стажировка бесплатная. Успешность обучения оценивается на аттестации, лучшие устраиваются на работу в компанию с зарплатой 45-60 тысяч рублей.

    Как попасть

    Отбор на стажировку в отдел кадров включает всего два этапа:

    • конкурсная программа-анкета;
    • интервью с руководством отдела управления персоналом.

    Стандартная анкета компании лаконична. Помимо контактной информации, информации об образовании и опыта работы, РЖД интересуют всего два вопроса:

    • карьерные планы;
    • мобильность рабочей силы.

    Отдельное поле отведено для более подробной информации о вас, стиль изложения которой выбирает сам соискатель.

    Немного сложнее с отбором на стажировку в департамент корпоративных финансов РЖД. Кандидаты также подают заявки и резюме, которые предварительно оцениваются рекрутерами. Затем отобранные кандидаты проходят тестирование:

    • профессиональный — проверить знание финансовых правил и положений;
    • из профиля РЖД;
    • тест Белбина: измеряет способность работать в команде.

    Пример теста.

    Попробуйте РЖД

    Другой тест — оценка. Это деловая игра, в которой будущие слушатели должны продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и умение взаимодействовать друг с другом, выполнять индивидуальные и групповые задачи, проводить презентации и решать бизнес-кейсы.

    Только первые 30 человек проходят последний отборочный этап: собеседование с руководителями отделов. 15 из них подпишут договоры об ученичестве, мотивационные письма и письма-презентации которых будут более убедительными для топ-менеджеров.

    Отзывы

    Комментарии о временной и постоянной работе на РЖД на интернет-ресурсах весьма противоречивы. Многие участники тематических форумов отмечают высокую загруженность обучаемых, низкий уровень доверия наставников и частое выполнение непрофильных задач. Кроме того, минусом называют отсутствие оплаты студенческой работы, низкие шансы карьерного роста по ряду направлений и направлений. При этом большинство признает, что для тех, кто намерен в будущем построить карьеру в сфере железнодорожного транспорта, стажировка или практика в РЖД значительно повысит их профессиональный уровень.

    Комментаторы также отмечают, что как целевые контракты на обучение, так и контракты для наиболее успешных стажеров содержат пункт, определяющий обязательства студента работать в компании в течение нескольких лет. Если в первом случае требование будет достаточно обоснованным, то во втором оно может стать серьезным препятствием для реализации амбиций молодого специалиста.

    В целом РЖД не может быть примером передового современного бизнеса, но практика и стажировка в РЖД обязательно станут полезным опытом для студентов. Обширная сеть путей, разветвленная производственная структура, миллионы заказчиков: все это позволит молодым специалистам железных дорог и других профессий отточить свое мастерство, участвовать в крупных технических и коммерческих проектах и ​​изучать особенности изнутри подразделения и секции в крупных компаниях.