Методологическая основа исследования описана во введении к каждой диссертации. Этот пункт является обязательным, так как выбор методов проведения любых исследований очерчивает их ход и влияет на конечный результат: именно грамотный подбор подходящих и эффективных методов исследования определяет глубину изучения проблемы, помогает решать поставленные задачи и выступает прочной основой для достижения поставленных целей.

Методы исследования в дипломной работе

Методы научного исследования — это теоретические и практические методы приобретения знаний, приобретения навыков и умений и сбора данных. Они делятся на две большие категории:

  • Общий — универсальный для всех отраслей знаний.Написать диплом
  • Частный — используется в некоторых областях науки.
  • Методы исследования в дипломе выбираются из арсенала этих двух групп.

    Общенаучные методы

    Эти методы исследовательской работы применялись со времен античности философами, математиками и историками и считаются базовыми, поскольку они подходят для теоретических разработок и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных и статистической информации.

    Универсальные методы исследования для диплома

    Имя Сущность
    1. Анализирует
    • Последовательное описание объекта, основанное на его умозрительном разбиении на составные части.
    • Изучение основных принципов через характеристики отдельных положений.
    • Детальное рассмотрение, анализ фактов, явлений.
    2. Синтез
    • Характеристика объекта через описание связей и зависимостей его частей.
    • Обобщение, связь.
    3. Сравнение Сравнение для выявления различий или сходства явлений, предметов.
    4. Удержание
    • Логическое выведение частных диспозиций из общей мысли.
    • Обнаружение индивидуальных последствий достоверных общих утверждений, фактов.
    5. Индукция
    • Рассуждение в направлении от частных фактов и утверждений к общим выводам.
    • Вывод о характеристиках или качестве набора элементов на основании изучения ими определенной репрезентативной части компонентов всего набора.
    6. Формализация Передача сущности или структуры объекта в знаковую модель с помощью математических символов, формул, схем.
    7. Реализация Рассмотрение объекта в реальных условиях существования.
    восемь. Абстракция Намеренное отвлечение от любого незначительного аспекта явления или объекта с целью выделения его основных свойств, признаков, качеств и связей.
    девять. Системный анализ Оценка объекта как системы с учетом факторов, влияющих на его существование или функционирование.
    10. Моделирование

    Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные характеристики оригинала.

    одиннадцать. Классификация Распределение предметов и явлений по определенным группам по общим характеристикам или отдельному показателю.
    12. Экспериментировать
    • Воспроизведение явления или наблюдение за ним при определенных условиях.
    • Опыт, направленный на проверку — подтверждение или опровержение — теоретических положений.
    Методология исследования в дипломе по любой специальности обязательно включает как минимум два самых распространенных метода научного познания — анализ и синтез.

    Частные научные методы исследования в дипломе

    Наряду с универсальными в любой области науки используются специальные методы для изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, соответствующих ее объекту и предмету.

    Пример частных методов исследования в дипломной работе

    Экономическая педагогика, психологическая филология
    • Анализ: положительный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
    • Экономико-математическое моделирование.
    • Метод финансового индекса.
    • Сценарный метод прогноза экономических явлений.
    • Метод единства историка и логика.
    • Построение экономических гипотез.
    • При прочих равных условиях».
    • Изучение продуктов творчества студентов.
    • Интервью.
    • Беседа.
    • Изучение групповой дифференциации.
    • Наблюдение включено.
    • Педагогический контрольный тест (тест).
    • Вопрос (расследование).
    • Ранжирование.
    • Изменение размера.
    • Регистрация.
    • Анализ: композиционный, дискурсивный, мотивационный, интертекстуальный, распределительный, контекстный, семантический.
    • Лингвистический эксперимент.
    • Биографический метод.
    • Анализ содержания.
    • Лексикографическая статистика.
    • Дифференциальный анализ противоположностей.
    • Повествовательный метод.
    • Дихотомия.
    • Синтез и трансформационный анализ.
    • «Конкретное литературоведение».
    • Семиотический метод.

    Пример описания методов исследования в ВКР

    Тема: Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

    Цель исследования: выявить предпосылки возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНП и у детей без логопеда.

    В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • Изучение теоретических и методологических аспектов проблемы исследования на основе данных специальной литературы.
  • Теоретическое обоснование и развитие экспериментальных методов исследования.
  • Экспериментальное изучение состояния различных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Обработка полученных экспериментальных данных
  • Разработка комплекса методических приемов работы дифференцированной логопедии, направленной на развитие предпосылок к письменной речи у детей с ОНР.
  • В соответствии с предполагаемой целью и задачами исследования мы выделили следующие методы:

  • Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  • Наблюдение.
  • Разговор, вопрос.
  • Анализ продуктов детского творчества.
  • Изучение лечебно-педагогической документации.
  • Экспериментальный метод, включающий в себя проведение положительного эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
  • Методы исследования в диссертации должны полностью соответствовать заявленным целям, чтобы дать автору возможность получить полную и объективную информацию по конкретной теме исследования. Ошибка в выборе методов и приемов проведения исследования приведет к неполноте матрицы собранных данных или их субъективности, что может привести к неверным выводам. Поэтому при перечислении методов, использованных в дипломной работе, особенно частных, желательно обосновать свой выбор — уточнить, почему они подходят для изучения темы и объекта исследования.

    Автор: Виктория Шейх Халил.