Если вы хотите каждый день видеть мир сверху, подумайте, как это сделать проще всего: стать пилотом вертолета.

Средняя зарплата: 80 000 рублей в месяц
Пилот вертолета

Оценка профессии

Запрос
68%

Платежеспособность
81%

Конкуренция
46%

Барьер для входа
38%

Перспективы
69%

Обучение на пилота вертолета может проходить на двух уровнях: для подготовки профессионалов и для обучения любителей. В результате вам придется учиться по-разному, потому что хобби и работа требуют разной квалификации.

История профессии

Проекты аппарата, способного взлетать вертикально, встречаются в трудах Леонардо да Винчи, даже если первые идеи приписываются китайцам и датируются 4 веком до н.э. В России прототипы машин этого типа были созданы Михаилом Ломоносовым, а позже, уже в XIX веке, Павлом Кузьминским.

Первым пилотом вертолета считается француз Поль Корню, которому в 1907 году удалось подняться за 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество авиаторов росло в геометрической прогрессии, появлялось все больше и больше моделей самолетов, рассчитанных на ту или иную специализацию. Сегодня в России на вооружении более 2,5 тысяч вертолетов и несколько тысяч действующих пилотов.

Описание профессии

Сейчас специальность пилота вертолета востребована как в военной, так и в гражданской сфере. Но подготовка профессионалов для каждого из них имеет свои особенности, ведь от пилотов требуются разные знания, навыки и умения.

В составе воинских частей используется несколько категорий техники:

  • боевой (ударный, противолодочный);
  • транспорт, не вооруженный, используемый для разгрузки или перевозки товаров;
  • боевой транспорт (универсальный или многоцелевой), нести на борту вооружение и может перевозить людей и грузы;
  • спецназ (разведка, тральщики, нефтеналивные танкеры, артиллерийские разведчики, обучение).

Винтокрылые летательные аппараты также могут использоваться в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т.д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только уметь поднимать и садить «транспорт», но и иметь возможность обеспечить выполнение соответствующих требований боевые задачи.

В гражданской жизни вертолеты используются для следующих целей:

  • пассажирский транспорт;
  • доставка грузов, в том числе негабаритных, на внешней подвеске;
  • поисково-спасательные работы;
  • выращивание сельскохозяйственных культур в сельском хозяйстве;
  • туризм.

Большинство гражданских машин (как и военных) не универсальны, но выполняют определенные функции, поэтому простой лицензии пилота для их использования недостаточно: нужно иметь соответствующую квалификацию. Ведь пилоту вертолета придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и т.д.), Причем зачастую в сложных условиях. Эти навыки приобретаются в летных школах и непосредственно на рабочем месте или при исполнении служебных обязанностей.

Где учат

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиацииОбучение на пилота вертолета можно проводить несколькими способами: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном университете или на частных курсах. В России есть два основных университета, где преподают гражданские пилоты:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение по подготовке специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и за рубежом. Имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. Вы должны проучиться 5 лет по специальности «Эксплуатация авиации и организация воздушного движения.
  • Ульяновский институт гражданской авиации носит имя главного маршала ВВС Б.П. Бугаева. Здесь обучаются пилоты, диспетчеры, операторы аэропортов, техники, спасатели и другие специалисты. Филиалы университета действуют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). В университете имеется более 50 самолетов для производственной практики студентов и сопутствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, школьные здания, лаборатории, спортивные залы).

Летчики ВВС, а также пилоты вертолетов ВМФ и правоохранительных органов с 1953 года проходят подготовку в Сызранском филиале В.И профессора Н.Е. Жуковский и Ю. А. Гагарин. Теоретическая подготовка и летная практика проходят в г. Сызрань и в поселке Соколовы под Саратовом. Для обучения используется парк самолетов, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226 и комплексных авиационных тренажеров.

В гражданских и военных вузах пилоты получают базовые знания и на практике много летают. Но попасть в вузы на летные специальности сложно, учиться долго. Поэтому, если в планы не входит стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, проблему можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно короткий курс в частных летных школах. Они не проводят такой тщательный отбор по состоянию здоровья, как университеты, и обучают почти всех, но за ошеломляющие суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет осуществить мечту о небесах, — это Moscow Heliport. Предлагает несколько программ обучения для пилотов вертолетов:

  • Начальная подготовка включает 232 часа теории и 43 часа полета. Цена зависит от модели обучаемого вертолета. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн руб, а на Robinson R66 — 2,075 млн руб. Если практика выполняется на борту курсанта, предоставляется большая скидка.
  • Повышение квалификации включает 125 часов работы за столом и примерно 10 часов практики. Стоимость данной услуги составляет от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля.
  • Повышение квалификации — 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуального обучения или обучения в небольших группах (до 5 человек) обычно занимает 2-3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, авиационное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Перед тем как сесть за штурвал, студент изучает устройство и системы управления вертолета.

Сначала слушатели не вылетают с аэродрома базы. Они доминируют при взлете, приземлении и полете над ограниченной площадью. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на увлекательный полет над Москвой.

После сдачи студентом экзамена выдается свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, он должен быть подтвержден за границей, и часто разрешается летать за границу только с местным пилотом на борту. Есть также некоторые ограничения внутри страны: полеты возможны в одиночку, без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие пассажирские перевозки, необходимо пройти обширную подготовку в летной школе гражданской авиации.

Обязанности на работе

В обязанности профессионального пилота вертолета входят следующие обязанности:

  • подготовка машины к выезду;
  • изучение маршрута, изучение орнитологических и метеорологических условий по маршруту следования;
  • проверка правильности крепления грузов;
  • разместить пассажиров в салоне и проинструктировать их;
  • правильный радиообмен и выполнение команд с пункта управления полетом;
  • выполнение полета согласно заданию;
  • ведение летной документации.

В зависимости от места работы пилот может выполнять спасательные или поисковые операции. В этом случае он изучает территорию в определенном для него квадрате, постоянно поддерживая контакт с землей.

Кому подходит

Чтобы стать пилотом вертолета, нужно мечтать о небе. Эта работа редко выполняется из-за заработной платы или карьеры; это прежде всего призвание и состояние души.

От пилота вертолета требуются следующие качества:

  • дисциплина и ответственность;
  • хорошая координация движений и память;
  • способность концентрироваться;
  • хладнокровие и хладнокровие;
  • быстрая реакция.

Пилоты должны быть здоровы, поэтому поступлению в любой вуз или учебный центр предшествует прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Врачи проверит состояние сердечно-сосудистой системы, выяснят, есть ли проблемы со слухом, зрением или дыханием, а также подтвердят психологическую устойчивость поступающего. Обычно к любителям относятся снисходительнее, чем к профессионалам, от которых зависит жизнь других. В дальнейшем комиссию придется проводить периодически (до 40 лет — один раз в 5 лет, до 50 лет — каждые 2 года, через 50 лет в год).

Сколько получают

Пилот вертолета — высокооплачиваемая профессия. В среднем водитель по России зарабатывает от 75 до 100 тысяч рублей в месяц. На уровень дохода также влияет специализация и условия, в которых выполняются полеты. Найти работу в столице и в центральных регионах страны непросто, в более отдаленных районах больше вакансий, но работать там сложнее и опаснее.

Перспективы профессии

Если первые вертолеты были доступны исключительно госструктурам, то сейчас легкие модели активно используются частными компаниями в качестве авиатакси, для туристических или туристических рейсов и для доставки срочных грузов. Скоро пилоты будут востребованы в самых разных сферах.

Автор: Алексей Кузнецов