Если вы хотите каждый день видеть мир сверху, подумайте, как это сделать проще всего: стать пилотом вертолета.
Оценка профессии
Обучение на пилота вертолета может проходить на двух уровнях: для подготовки профессионалов и для обучения любителей. В результате вам придется учиться по-разному, потому что хобби и работа требуют разной квалификации.
История профессии
Проекты аппарата, способного взлетать вертикально, встречаются в трудах Леонардо да Винчи, даже если первые идеи приписываются китайцам и датируются 4 веком до н.э. В России прототипы машин этого типа были созданы Михаилом Ломоносовым, а позже, уже в XIX веке, Павлом Кузьминским.
Первым пилотом вертолета считается француз Поль Корню, которому в 1907 году удалось подняться за 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество авиаторов росло в геометрической прогрессии, появлялось все больше и больше моделей самолетов, рассчитанных на ту или иную специализацию. Сегодня в России на вооружении более 2,5 тысяч вертолетов и несколько тысяч действующих пилотов.
Описание профессии
Сейчас специальность пилота вертолета востребована как в военной, так и в гражданской сфере. Но подготовка профессионалов для каждого из них имеет свои особенности, ведь от пилотов требуются разные знания, навыки и умения.
В составе воинских частей используется несколько категорий техники:
- боевой (ударный, противолодочный);
- транспорт, не вооруженный, используемый для разгрузки или перевозки товаров;
- боевой транспорт (универсальный или многоцелевой), нести на борту вооружение и может перевозить людей и грузы;
- спецназ (разведка, тральщики, нефтеналивные танкеры, артиллерийские разведчики, обучение).
Винтокрылые летательные аппараты также могут использоваться в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т.д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только уметь поднимать и садить «транспорт», но и иметь возможность обеспечить выполнение соответствующих требований боевые задачи.
В гражданской жизни вертолеты используются для следующих целей:
- пассажирский транспорт;
- доставка грузов, в том числе негабаритных, на внешней подвеске;
- поисково-спасательные работы;
- выращивание сельскохозяйственных культур в сельском хозяйстве;
- туризм.
Большинство гражданских машин (как и военных) не универсальны, но выполняют определенные функции, поэтому простой лицензии пилота для их использования недостаточно: нужно иметь соответствующую квалификацию. Ведь пилоту вертолета придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и т.д.), Причем зачастую в сложных условиях. Эти навыки приобретаются в летных школах и непосредственно на рабочем месте или при исполнении служебных обязанностей.
Где учат
Обучение на пилота вертолета можно проводить несколькими способами: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном университете или на частных курсах. В России есть два основных университета, где преподают гражданские пилоты:
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение по подготовке специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и за рубежом. Имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. Вы должны проучиться 5 лет по специальности «Эксплуатация авиации и организация воздушного движения.
- Ульяновский институт гражданской авиации носит имя главного маршала ВВС Б.П. Бугаева. Здесь обучаются пилоты, диспетчеры, операторы аэропортов, техники, спасатели и другие специалисты. Филиалы университета действуют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). В университете имеется более 50 самолетов для производственной практики студентов и сопутствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, школьные здания, лаборатории, спортивные залы).
Летчики ВВС, а также пилоты вертолетов ВМФ и правоохранительных органов с 1953 года проходят подготовку в Сызранском филиале В.И профессора Н.Е. Жуковский и Ю. А. Гагарин. Теоретическая подготовка и летная практика проходят в г. Сызрань и в поселке Соколовы под Саратовом. Для обучения используется парк самолетов, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226 и комплексных авиационных тренажеров.
В гражданских и военных вузах пилоты получают базовые знания и на практике много летают. Но попасть в вузы на летные специальности сложно, учиться долго. Поэтому, если в планы не входит стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, проблему можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно короткий курс в частных летных школах. Они не проводят такой тщательный отбор по состоянию здоровья, как университеты, и обучают почти всех, но за ошеломляющие суммы.
Одна из самых известных компаний, которая поможет осуществить мечту о небесах, — это Moscow Heliport. Предлагает несколько программ обучения для пилотов вертолетов:
- Начальная подготовка включает 232 часа теории и 43 часа полета. Цена зависит от модели обучаемого вертолета. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн руб, а на Robinson R66 — 2,075 млн руб. Если практика выполняется на борту курсанта, предоставляется большая скидка.
- Повышение квалификации включает 125 часов работы за столом и примерно 10 часов практики. Стоимость данной услуги составляет от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля.
- Повышение квалификации — 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.
Вся программа индивидуального обучения или обучения в небольших группах (до 5 человек) обычно занимает 2-3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, авиационное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Перед тем как сесть за штурвал, студент изучает устройство и системы управления вертолета.
Сначала слушатели не вылетают с аэродрома базы. Они доминируют при взлете, приземлении и полете над ограниченной площадью. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на увлекательный полет над Москвой.
После сдачи студентом экзамена выдается свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, он должен быть подтвержден за границей, и часто разрешается летать за границу только с местным пилотом на борту. Есть также некоторые ограничения внутри страны: полеты возможны в одиночку, без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие пассажирские перевозки, необходимо пройти обширную подготовку в летной школе гражданской авиации.
Обязанности на работе
В обязанности профессионального пилота вертолета входят следующие обязанности:
- подготовка машины к выезду;
- изучение маршрута, изучение орнитологических и метеорологических условий по маршруту следования;
- проверка правильности крепления грузов;
- разместить пассажиров в салоне и проинструктировать их;
- правильный радиообмен и выполнение команд с пункта управления полетом;
- выполнение полета согласно заданию;
- ведение летной документации.
В зависимости от места работы пилот может выполнять спасательные или поисковые операции. В этом случае он изучает территорию в определенном для него квадрате, постоянно поддерживая контакт с землей.
Кому подходит
Чтобы стать пилотом вертолета, нужно мечтать о небе. Эта работа редко выполняется из-за заработной платы или карьеры; это прежде всего призвание и состояние души.
От пилота вертолета требуются следующие качества:
- дисциплина и ответственность;
- хорошая координация движений и память;
- способность концентрироваться;
- хладнокровие и хладнокровие;
- быстрая реакция.
Пилоты должны быть здоровы, поэтому поступлению в любой вуз или учебный центр предшествует прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Врачи проверит состояние сердечно-сосудистой системы, выяснят, есть ли проблемы со слухом, зрением или дыханием, а также подтвердят психологическую устойчивость поступающего. Обычно к любителям относятся снисходительнее, чем к профессионалам, от которых зависит жизнь других. В дальнейшем комиссию придется проводить периодически (до 40 лет — один раз в 5 лет, до 50 лет — каждые 2 года, через 50 лет в год).
Сколько получают
Пилот вертолета — высокооплачиваемая профессия. В среднем водитель по России зарабатывает от 75 до 100 тысяч рублей в месяц. На уровень дохода также влияет специализация и условия, в которых выполняются полеты. Найти работу в столице и в центральных регионах страны непросто, в более отдаленных районах больше вакансий, но работать там сложнее и опаснее.
Перспективы профессии
Если первые вертолеты были доступны исключительно госструктурам, то сейчас легкие модели активно используются частными компаниями в качестве авиатакси, для туристических или туристических рейсов и для доставки срочных грузов. Скоро пилоты будут востребованы в самых разных сферах.
Автор: Алексей Кузнецов