Диспетчер воздушного движения — это специалист, который обеспечивает управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, плавного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.

Средняя зарплата: 63000 рублей в месяц
Диспетчеры УВД в центре управления полетами

Оценка профессии

Запрос
70%

Платежеспособность
80%

Конкуренция
75%

Барьер для входа
80%

Перспективы
60%

История профессии

Международный день авиадиспетчеров отмечается 20 октября, когда в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиадиспетчеров (сокращенно от английского IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше, с момента установления связи между самолетом и координатором наземных полетов. Позже, с появлением массовых боевых вылетов военной авиации, стали формироваться стандарты управления взлетом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления воздушными грузовыми и пассажирскими перевозками в его современной форме оформилась после создания IFATCA, в состав которой сегодня входят более 50 000 авиадиспетчеров со всего мира.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения — это полностью сложный процесс, обеспечивающий взаимодействие пунктов пропуска, входящих в структуру ОрВД ЕС (что расшифровывается как Единая система управления воздушным движением). Воздушное пространство разделено на зоны ответственности контрольных точек и классов, и, в зависимости от типа выполняемых задач, они выделяются отдельно:

  • точки планирования, работающие на более эффективное использование воздушного пространства с момента появления плана полета до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, осуществляющие непосредственное управление движением с момента запуска двигателя до руления на стоянке аэропорта назначения.

В соответствии с зоной планирования полетов существует три типа органов ОрВД ЕС: Главный центр (GC), Зональный центр (DC) и Окружной центр (RC). В каждом из них по зонированию собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полетов, контролируют процесс планирования регулярных и нерегулярных полетов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (GC), прогнозируют потребности в воздушном пространстве и др. есть также диспетчерские центры местных авиалиний, центры полетной информации.

Разделение фаз воздушного движения также предполагает разделение контрольных точек на протяжении всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту — вышка диспетчерского пункта. Это помещение, расположенное на высоте нескольких десятков метров с большими окнами, оборудованное компьютерами, мониторами для визуализации воздушной и метеорологической обстановки, знаковыми щитами, радиотехническими средствами навигации и связи, картографическими таблицами, табличными индикаторами, бинокль и, наконец, удобный и прочный стул.

«Экипаж» авиадиспетчера состоит из диспетчера РЛС, который управляет воздушным судном, и помощника — диспетчера процедурного контроля, который занимается согласованием. В зале, в прямом и переносном смысле, за вашей спиной находятся старший авиадиспетчер (дежурный супервайзер) и летный директор.

Одновременный контроль за условиями воздушного движения иногда ведется двумя-тремя десятками самолетов, при этом также необходимо одновременно отслеживать изменения погоды, давления, состояния близлежащих аэропортов и т.д.

Особенность работы авиадиспетчером заключается в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение должно быть принято быстро и четко, как если бы оно соответствовало обычному графику. И все может случиться: может выйти из строя радиолокационная система самолета или даже двигатель, на взлетно-посадочную полосу может попасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий взлетно-посадочная полоса не видна невооруженным глазом или в бинокль. В этом случае существуют установленные процедуры согласования приборов и путевых огней, но в эти моменты нарастает напряжение. Как признался в интервью опытный авиадиспетчер: «Для нас любая ситуация — это нормально». Однако в авиации бывает и «авиакатастрофа». Решение об объявлении фазы «тревоги» или «аварийной ситуации» (например, не выпущенное шасси во время захода на посадку) принимает руководитель полета.

Прежде чем перейти в очередь, авиадиспетчер проходит обязательный медицинский осмотр. Рабочий день обычно длится семь часов, с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое очень быстро накапливается на консоли, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчера связана с высокой и постоянной психоэмоциональной нагрузкой, она дает право на досрочный выход на пенсию.

На каких специальностях лучше учиться

Для получения подготовки авиадиспетчеров базовую подготовку можно пройти по нескольким специальностям:

  • Управление воздушным движением — код специализации: 2.25.03.03
    .
  • Организация использования воздушного пространства и организация аэронавигационного обеспечения полетов — код специализации: 2.25.05.05.
  • Системы управления воздушным движением — Код специализации: 2.24.05.06

Для каждого профиля существует от 1 до 3 программных вариантов, так что студенты, входящие в диспетчер, могут выбирать, где учиться.

Лучшие вузы для обучения

К самым престижным университетам для получения профильного образования относятся:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  • Московский государственный авиационный технический университет.
  • МАИ — Московский авиационный институт.
  • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).

Однако обучение после окончания учебы не заканчивается. Диспетчер должен проходить повышение квалификации каждые 3 года и в зависимости от класса один раз в 1-3 года подтверждается действующий сертификат авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй — раз в 2 года, первый — раз в 3 года.

Должностные обязанности

Связь с самолетом поддерживается на протяжении всего полета, но есть разделение обязанностей операторов аэропорта: один агент отвечает за взлет, другой — за посадку, третий — за посадку и т.д. Разные специализации.

  • Экспедитор такси. В обязанности входит мониторинг ситуации на платформе. Разрешает или запрещает буксировку и регулирует время таким образом, чтобы другая сторона не катилась по полосе одновременно. Выведя самолет на взлетно-посадочную полосу, авиадиспетчер передает эстафету коллеге, ответственному за вылет.
  • Запустить экспедитор. Контролируйте движение самолета по взлетно-посадочной полосе и движение по предпосадочной прямой.
  • Подойдите к грузоотправителю. Он поднимает самолет на определенную высоту, обеспечивая безопасный заход на посадку и условия для маневрирования.
  • Директор клуба. Также он отвечает за возможность маневрировать при посадке, но на меньшей высоте.

Контроллеры подхода и разворота могут быть физически размещены в соседнем помещении. У них больше времени для принятия решения на каждой отдельной доске, но одних и тех же досок в каждую единицу времени больше, чем у такси и диспетчеров запуска.

Кому подходит

Требования к соискателям очень серьезные, и поэтому после прохождения стажировки отсеивается в среднем 1/10 соискателей. Высокие требования предъявляются не только к объему специальных знаний (метеорология, аэродинамика, навигация, радиооборудование и др.) И общих (владение английским языком на уровне 4 шкалы ИКАО), но и к психоэмоциональной устойчивости кандидата на эту работу.

Среди высококвалифицированных профессий авиадиспетчеры относятся к группе риска среди тех, чья профессия усугубляет или вызывает суицидальные наклонности. Поэтому, помимо серьезной общей медкомиссии, кандидат в авиадиспетчеры должен пройти психологический тест на профессиональную пригодность. Часто составы специально готовят для того, чтобы справиться со стрессом. Неслучайно одним из самых популярных видов отдыха у грузоотправителей является рыбалка на озерах.

Также есть возрастные ограничения. До 40 лет медицинское освидетельствование для приема на работу проводится один раз в три года, затем через два года, а с 50 лет ежегодно проводится комплексное обследование с заключением о допустимости профессионала.

Зарплата авиадиспетчера

В большинстве опубликованных вакансий предлагается зарплата авиадиспетчера до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий предлагаемая средняя заработная плата довольно низкая и не соответствует уровню ответственности и требуемой квалификации, которой должен обладать авиадиспетчер.

Однако найти достаточно вакансий можно с выплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе на 125–165 тысяч рублей в месяц и выше. Максимальная заработная плата, указанная в списке предложений, составляет 214,5 тыс. Руб. / Мес.

Как построить карьеру

Строя карьеру, авиадиспетчер вырастает до старшего супервайзера, а затем и летного директора с большими полномочиями. Однако своего рода карьерным прорывом может стать не только карьерный рост, но и переход от провинциального аэропорта к аэропорту с высокой проходимостью и повышенными нагрузками, что становится для авиадиспетчера чем-то вроде профессионального вызова.

Уходя с основного рабочего места, экспедитор может проявить себя как инженер по снабжению, логистике, то есть там, где требуются его профессиональные навыки.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены людей роботами в профессиях пилота и диспетчера посвящены многочисленные работы (например, книга Станислава Лема «Допрос»). На самом деле деятельность авиадиспетчера очень быстро автоматизируется. Однако контроль за функционированием устройств и принятие окончательного решения в аварийной ситуации остается за человеком. А значит, эта профессия будет востребована еще долго.