Многие летавшие на самолете обратили внимание на то, насколько продуман и четко организован аэропорт — и все это благодаря тем, кто работает в аэропортах.

Средняя зарплата: 40 000 рублей в месяц
Авиадиспетчер на работе

Оценка профессии

Запрос
76%

Платежеспособность
80%

Конкуренция
79%

Барьер для входа
75%

Перспективы
74%

Сегодня авиация — самый быстрый и удобный вид транспорта. Пассажирские и грузовые перевозки активны по всему миру. Представители многих профессий работают на разных должностях в отрасли, от них зависит, насколько комфортным и безопасным будет полет.

Кем можно работать в аэропорту

Как и любому крупному бизнесу, аэропорту нужен широкий круг специалистов с разным образованием или без него. В конце концов, аэропорт — это не только полеты, но и работа с людьми, обслуживание оборудования, безопасность и правовые нормы.

Составляя список профессий в аэропорту, условно разделим их по сферам деятельности. Мы будем говорить только о гражданской авиации, поскольку она военная и имеет ряд особенностей, достойных рассмотрения в отдельной статье.

Работа, непосредственно связанная с небом:

  • Пилот гражданской авиации — это профессионал, который управляет воздушным судном и обеспечивает доставку пассажиров и грузов к месту назначения в соответствии с планом. Командир воздушного судна (КВС) и второй пилот обязаны проверить работоспособность всех приборов, уточнить маршрут, метеорологические и орнитологические условия. В экстренных ситуациях им приходится принимать правильные решения в состоянии стресса и нехватки времени, чтобы спасти жизни пассажиров. Это ответственная, но престижная работа, за которую хорошо оплачивается.
  • Бортпроводник. Чаще всего бортпроводниками работают женщины, хотя в последнее время количество мужчин по профессии увеличилось. Требования авиакомпании к поступающим очень строгие: рост от 160 до 175 см для девочек и от 170 до 185 см для мальчиков, красивая внешность, отсутствие видимых шрамов и татуировок, хорошее здоровье и знание английского языка. Работа бортпроводников — встречать пассажиров, приветствовать их, давать инструкции и оказывать помощь во время полета.
  • Бортинженер следит за состоянием всех систем и механизмов самолета (шасси, электроника, система питания, датчики). Он может располагаться как в аэропорту, так и на борту самолета.
  • Авиадиспетчер работает в специально оборудованном зале ожидания аэропорта. Следит за положением самолета, вошедшего в зону его ответственности, на мониторе, поддерживает связь с экипажем, предоставляет им необходимую информацию и советы в сложной ситуации. Работа эта очень тяжелая и ответственная, даже небольшая ошибка грозит катастрофой.

Специальности по обслуживанию пассажиров (транспортное обслуживание):

  • Регистрационные агенты. Это мужчины и женщины, которые перед вылетом проверяют свои документы, принимают и взвешивают свой багаж, выдают им бирки, ручную кладь, наклейки и выдают пассажирам посадочные талоны. Работать надо очень быстро, потому что после объявления о регистрации на рейс у стоек образуются длинные очереди, при этом необходимо сохранять вежливость и оперативно реагировать на любые возникающие проблемы.
  • Агенты по сопровождению встречают пассажиров перед посадкой, сканируют их посадочные талоны, дважды проверяют их паспорта, а для клиентов с электронной регистрацией — ручную кладь, а затем пропускают их на борт. Они также решают проблемы, связанные с размещением пассажиров, когда авиакомпания заменяет самолет.
  • Операторы авиакомпаний, базирующиеся в том или ином терминале, предоставляют информационные услуги пассажирам, купившим билеты на их рейсы, и помогают решать возникающие проблемы.
  • Врачи работают с персоналом аэропорта, следят за состоянием пилотов и бортпроводников, оказывают медицинскую помощь всем сотрудникам. В ведомственных поликлиниках требуются врачи, медсестры и медсестры. Для обслуживания пассажиров и гостей на крупных терминалах созданы бригады скорой помощи, также приглашены наркологи.
  • Кухонные рабочие. В крупных аэропортах есть собственные цеха по приготовлению горячих и холодных блюд для пассажиров. Здесь работают опытные повара и кондитеры, а также сборщики, которые складывают еду в специальные контейнеры в соответствии с требованиями авиакомпаний. Также не обойтись без моторов, драйверов, посудомоечных машин, маркеров.

Офицеры охраны и безопасности:

  • Специалист паспортного контроля. Это сотрудник правоохранительных органов, к которому пассажиры подходят после регистрации. Проверьте документы, обратите внимание на визы и затем пропустите их для проверки.
  • Специалисты по авиационной безопасности работают на входах в терминалы и в залы посадки, сканируя багаж специальными рентгеновскими лучами на предмет запрещенных предметов. Они также проводят личный досмотр с использованием рамы и ручных металлоискателей и проверяют ручную кладь. Без их контроля даже сотрудники аэропорта не войдут в зону вылета.
  • Таможенники. Эти люди оформляют таможенные декларации для пассажиров, следующих по «красному коридору», то есть грузовые ценности, подлежащие декларированию. Работа в основном бумажная, но требует внимания и ответственности.
  • Полиция. Проблемы безопасности воздушного движения во всем мире стали намного серьезнее. Проблема незаконного оборота наркотиков остается актуальной. Кроме того, крупные транспортные узлы могут собирать несколько тысяч человек, особенно в периоды серьезных задержек рейсов. Планы людей срываются, что приводит к повышенной нервозности и конфликтам. Общественной безопасностью занимаются сотрудники полиции, а самые серьезные преступления расследуют представители спецслужб. К работе часто привлекаются кинологи со специально обученными собаками, способными находить наркотики или взрывчатые вещества.
  • Пожарные. В каждом аэропорту есть своя служба быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами. Самолет неудачно приземлился, на аэродроме снова аварийные ситуации — и команда немедленно выезжает на место происшествия.

Профессии в аэропорту, связанные с обслуживанием самолетов и других механизмов:

  • Ремонтники следят за состоянием самолетов (или вертолетов) в аэропорту. Авиакомпании заключают договоры на техническое обслуживание с аэропортами.
  • Техники и эксперты проверяют работоспособность систем самолета, производят необходимый ремонт и сообщают об основных проблемах, требующих более серьезного вмешательства. Также время от времени необходимо ремонтировать багажную ленту или снегоочиститель.
  • Инженер по сигналам и низковольтному оборудованию отвечает за бесперебойную работу систем освещения взлетно-посадочной полосы и других электрических устройств, предназначенных для обеспечения комфортных условий для пилотов и общей безопасности полетов.
  • ИТ-специалисты обеспечивают работоспособность всех компьютерных программ, используемых в аэропорту. Они защищают их от несанкционированного вмешательства, своевременно обновляют и даже вносят предложения о покупке новых компьютеров и другого оборудования.

Аэропорт — это огромный организм, в котором все системы взаимосвязаны. Поэтому в аэропортах нужно много представителей рабочих профессий, таких как уборщики, охранники, складские рабочие, носильщики, носильщики, заправщики. Например, на аэродроме очень загруженный трафик: к самолету доставляют пассажиров, багаж, продукты питания, топливо, поэтому нужны водители и специалисты, чтобы отрегулировать весь процесс, чтобы не было аварийных ситуаций.

Как и в любой другой компании, в аэропорту не обойтись без менеджеров; Особой популярностью пользуются узкие специалисты, способные наладить работу в любом направлении, например, по туристическому продукту или сотрудничеству с посольствами и властями. Требуются кадры, бухгалтеры, финансисты, бизнесмены и тд

Кстати, многие должности в аэропорту не считаются «мужскими» или «женскими», но традиционно большинство девушек работают на регистрации пассажиров, проверке вещей, укомплектования персоналом, медицинских и транспортных услуг, кулинарии и кондитерских, в бесплатном режиме зона — например, продавцы, официантки, бармены и т д.

Где лучше учиться

Для некоторых должностей в аэропорту требуется высшее или среднее специальное образование, а для заполнения других достаточно получить высшее или среднее образование.

Пилоты должны получить диплом специальной летной школы и налетать необходимое количество часов. Среди университетов — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации. Специалисты по аэронавигации обучаются в школах гражданской авиации в Краснокутске, Сасовске и Бугурусланском, в Омском летно-техническом институте.

Сотрудники правоохранительных органов учатся в колледжах и университетах своей системы, а инженеры могут окончить технические или классические университеты. В администрации требуются люди с высшим гуманитарным образованием. Врачи и повара должны иметь профильное образование.

Однако для многих профессий требования не так высоки. От бортпроводника никто не потребует высшее образование — достаточно сертификата из учебного центра аэропорта или курсов, организованных авиакомпанией. Для представителей рабочих профессий или обслуживающего персонала достаточно среднего образования, и их функциональные обязанности будут обучаться непосредственно на рабочем месте.

Кому подходит

Каждый, кто работает в аэропорту, обязан:

  • ответственность и дисциплина;
  • тяжелая работа;
  • отсутствие вредных привычек;
  • общительность, доброжелательность и умение работать с людьми;
  • любовь к авиации;
  • готовность повышать свою квалификацию.

Плюсы и минусы

Работа в воздушном порту имеет ряд преимуществ:

  • стабильная работа и официальное трудоустройство;
  • хорошая заработная плата;
  • частые бонусы;
  • возможность получения льготного кредита;
  • шанс построить карьеру.

Есть и недостатки. Это ночные смены и продолжительный рабочий день, высокий уровень ответственности и риск террористических атак. Кроме того, большинство аэропортов расположены в пригороде или за городом, поэтому добираться домой занимает много времени.

Сколько получать

Прежде всего, конечно, водителям. Их доход зависит от размера авиакомпании, используемого самолета и часов полета. Командир экипажа в крупной роте в среднем зарабатывает около 500 тысяч рублей в месяц, второй пилот — около 350 тысяч рублей. Региональные перевозчики и лоукостеры платят меньше — около 100 тысяч рублей. Бортпроводники могут рассчитывать на суммы от 45 тысяч рублей в месяц. Остальные сотрудники аэропорта получают более высокую зарплату, чем их коллеги в магазине на других рабочих местах.

Перспективы работы в отрасли

Авиация сейчас стремительно развивается, поэтому трудоустройство в этом секторе обещает хорошие перспективы. Крупные российские аэропорты, такие как Шереметьево (обслуживает около 40 миллионов человек в год), Домодедово (более 30 миллионов), Пулково (более 13 миллионов), постоянно нуждаются в самых разных рабочих. Также регулярно появляются вакансии в региональных аэропортах.

Автор: Алексей Кузнецов