Профессия SMM-менеджера — относительно новый вид бизнеса, появившийся практически одновременно с социальными сетями.

Средняя зарплата: 45000 рублей в месяц
SMM-менеджер занимается социальными сетями

Оценка профессии

Запрос
79%

Платежеспособность
61%

Конкуренция
68%

Барьер для входа
37%

Перспективы
74%

SMM-специалисты — это те, кто продвигает бизнес в социальных сетях. Будущие менеджеры многому научатся в университетах, но еще больше им придется осваивать самостоятельно, используя свои таланты.

SMM-менеджер — специалист, отвечающий за маркетинговую политику в социальных сетях, обеспечивающий комплекс мероприятий, направленных на распространение и продвижение товаров, услуг, сайтов, привлечение новых клиентов, формирование определенного отношения к продукту и бренду со стороны участников социальных сетей сети и другие ресурсы, такие как Web 2.0 — разработаны и улучшены самими пользователями.

История профессии

Появление в 1995 году первой социальной сети не сразу создало новую среду для взаимодействия маркетологов со своей целевой аудиторией. Сеть Classmates.com, созданная Рэнди Конрадсом для поиска соучеников и бывших коллег, не предлагала возможности создания личного профиля и больше походила на базу данных со списками студентов в конкретном учебном заведении.

В 1997 году Эндрю Вайнрайх запустил ресурс SixDegrees.com, который уже больше походил на социальную сеть в ее современном понимании. На портале можно было не только искать старых знакомых, но и устанавливать новые связи. Эта возможность вскоре была предоставлена ​​пользователям на ресурсе Classmates.com, который послужил прототипом для российских «Одноклассников».

Примерно в то же время начали появляться люди, пытающиеся использовать новые возможности Интернет-среды для расширения своей аудитории и клиентской базы. Некоторые из них стали лидерами мнений, которых можно выгодно использовать для продвижения любого бизнеса. Но для того, чтобы организовать систематическое использование социальных сетей в маркетинговых и коммерческих целях, это явление должно было получить распространение, что и произошло в начале 2000-х годов. В этот период деятельность маркетолога, работающего в социальных сетях, стала приобретать четкую форму профессии.

Современные социальные сети организованы по разным моделям, и каждая из них имеет свою специфику, которая требует вариативного подхода в методах работы SMM-менеджера. Профессиональные инструменты постоянно расширяются, а специальное программное обеспечение используется все активнее. При этом формирование общественного мнения в социальных сетях сейчас ведется по самому широкому кругу вопросов — от бизнеса до политики, что значительно расширяет сферу SMS-навыков.

Описание профессии

SMM (Social Medial Marketing) — это маркетинговая деятельность, которая осуществляется на всех типах социальных платформ (в социальных сетях). Продвижение товаров и услуг — лишь часть этой спланированной и масштабной кампании. SMM обычно включается в общую маркетинговую стратегию компании или организации для того, чтобы вовлечь в процесс взаимодействия как можно больше потенциальных потребителей, сохранить объект продвижения и дать информационный импульс, благодаря которому необходимую информацию они будут распространять по всей сети и начинают действовать без прямого влияния организатора процесса. Профессия SMM-менеджера заключается в проведении этих мероприятий.

Площадки, на которых работает SMM-специалист, в том числе и в Рунете, бывают разных типов:

  • классические социальные сети: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир,
  • профессиональные платформы: Professionals.ru, LinkedIn, My Circle и др.,
  • блогосфера: Twitter, ЖЖ (LiveJournal),
  • фото- и видеоблог: YouTube, Instagram, Pinterest и др.

SMM-специалист может общаться с представителями сети разными способами. Классифицировать их всех достаточно сложно, поскольку методологии управления в социальных сетях постоянно развиваются. Сам процесс взаимодействия также очень динамичен и включает в себя отслеживание текущих тенденций и их использование для формирования новых направлений развития общественного мнения. Однако существует несколько традиционных форматов общения с целевой аудиторией, используемых большинством SMM-менеджеров:

  • Общественное здание. В простейшей форме менеджер открывает страницу в социальной сети, организует группу, а затем соблазняет посетителей, выбирая и публикуя интересный контент. В большинстве случаев содержание страницы увеличивается не только за счет прямых публикаций, но и за счет отзывов подписчиков (например, комментариев). В этом случае SMM-менеджер может выступать в роли администратора и модератора.
  • Работа с блогосферой. Блогеры, как правило, связаны друг с другом на информационном уровне: авторы читают друг друга, обсуждают написанное, комментируют, развивают идею, создают новые цепочки, в итоге формируя динамически существующую сферу. Возможность писать (или снимать) так, чтобы сообщение стало сетевым узлом, позволяет SMM-менеджеру вовлекать в проект все большее количество новых пользователей.
  • Присутствие на веб-форумах. В этом виде социального общения SMM-специалист стремится стать лидером мнений в обсуждениях (составляющая управления ремонтом), открывая необходимые темы (разделы) в «ветках», играя роль авторитетного комментатора в ленте, и так далее

В рабочей среде SMM-специалист может как открыто представлять интересы конкретной компании (бренда), так и скрытно руководить процессами продвижения, добиваясь желаемого результата косвенными методами. Для этого менеджер также может использовать нестандартные приемы (например, «начинку» провокационными материалами), если на основании анализа поведения целевой аудитории он знает, что соцсеть отреагирует на это в предпочтительный способ.

Широкий спектр методов, которыми должен овладеть профессионал в области управления социальными сетями, исключает «любительский» подход к работе. Но профессионал своего дела не может самостоятельно и одновременно разрабатывать маркетинговую и бюджетную стратегии, создавать контент (писать, рисовать, снимать видео), проводить конкурсы и флешмобы, модерировать ленту. Поэтому при запуске большой SMM-кампании обязанности обычно распределяются между несколькими специалистами, каждый из которых отвечает за свое направление работы, подчиняясь руководителю отдела.

За работой специалиста следят с помощью различных аналитических сервисов. Лидеры смотрят на коэффициенты конверсии, рентабельность инвестиций, коэффициент вовлеченности, место маркетинговой кампании в конверсиях членства.

Иногда чрезмерная активность менеджера приводит к ухудшению работы. Например, модератор сообщества может «заполнить» страницу слишком большим количеством однообразных постов, исключить негативные комментарии, вступить в перепалку с посетителями. Повышенная осторожность также ухудшает обратную связь, например, когда модератор игнорирует комментарии или сообщения в период минимальной активности посетителей. Поэтому SMM-менеджеру важно найти золотую середину в своей работе.

На каких специальностях лучше учиться

Значок 1 SMM: от стажера до профессионала в Skillbox

Станьте движущей силой социальных сетей — узнайте, как продвигать продукты и бренды, стать создателем контента или построить свой собственный бизнес. Курс проходит в новом формате реалити-шоу: вы заново переживете историю главного героя и вместе с ним будете учиться на ошибках.

другое >

Значок 4

SMM-менеджер в Netology

SMM-менеджер — это не тот человек, который ставит хэштеги и смайлики под селфи. Это специалист, который грамотно работает с аналитикой, бюджетами и рекламными инструментами из крупных социальных сетей. Узнайте, как продвигать свой бизнес в социальных сетях.

другое >

Значок 2

Онлайн-курс SMM в IRS

Начните получать заказы через социальные сети после месяца обучения по авторской методике от IT Academy IRS.

другое >

Максимально полный объем знаний, необходимый будущему SMM-менеджеру, можно получить, пройдя обучение по определенным профилям специальности «социология», например, по программам:

  • Социология и социальная информатика»;
  • «Работа с социальными сетями»;
  • Социология маркетинга и рекламы»;
  • Цифровые маркетинговые коммуникации»;
  • «Управление социальными коммуникациями»;
  • Управление маркетингом и социальными коммуникациями».

Для поступления на это направление в большинстве вузов необходимо предъявить результаты экзамена по истории, обществознанию и русскому языку. Программы по информатике могут потребовать математики и иностранного языка

Где учиться на SMM-менеджера

В российских вузах представлены различные образовательные программы, дающие знания для работы SMM-менеджером:

  • ТГУ (Томск). Этот государственный университет готовит специалистов в области рекламы, SMM, PR, планирования и таргетинга коммуникационных проектов.
  • Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Программа, предлагаемая учебным заведением, сочетает в себе классическое гуманитарное образование с изучением передовых статистических методов, методов визуализации данных и методов использования аналитической информации в менеджменте и маркетинге.
  • РГГУ (Москва), Самарский университет, ЧелГУ (Челябинск) предлагают программы, дающие знания в области социологии, маркетинга, рекламных исследований, коммуникации, психологии потребителей, брендинга, качественных и количественных методов анализа поведения потребителей.
  • МГЛУ, МГИМО (Москва) в рамках программы «Социология коммуникаций» предоставляет фундаментальное социологическое образование и знания в области социолингвистики, имиджелогии, PR, методологии исследований и т.д.

Конечно, это далеко не полный список вузов, в которых можно изучать профессию SMM-менеджера и, несмотря на разнообразие программ, значительная часть молодых специалистов все же проходит обучение непосредственно на рабочем месте, осваивая секреты профессии на практике.

Обязанности на работе

Даже при приеме на работу следует сразу четко обозначить обязанности SMM-менеджера, так как ожидания работодателя могут сильно отличаться от ожиданий кандидата. Работодатель, как правило, может скептически относиться к бизнесу в социальных сетях и просить кандидата решить локальную проблему. Другой, наоборот, хочет возложить на сотрудника такое количество задач, с которыми не справится один человек.

К широкому кругу задач SMM-менеджера относятся:

  • Выявление целевой аудитории, ее характеристик, потребностей, интересов и создание на этой основе единой SMM-стратегии, включенной в глобальную маркетинговую программу.
  • Поиск платформ, на которых фокусируется целевая аудитория, построение иерархии смыслов, определение характеристик этих сайтов и разработка наиболее методологически подходящих методов, инструментов и каналов для проведения кампании.
  • Работа с рекламой: управление таргетингом, прогнозирование потребности бюджета контекстной рекламы.
  • Работа с контентом: создание плана контента и информационного листа с контентом для характеристик различных сайтов, адаптация материала к формату социальной сети, подготовка новостных лент, написание текстов и сценариев для видео, управление вирусным контентом, обработка фотоматериалов.
  • Работа с интерфейсом: интеграция сайта с социальными сетями, участие в создании посадочных страниц и стартовых страниц для «воронки продаж», продумывание дизайна сообщества, брендинг.
  • Реализация спецпроектов: проведение викторин, розыгрышей призов, флешмобов, организация мероприятий.
  • Аналитическая работа: мониторинг активности и вовлеченности пользователей, определение негативных и позитивных реакций на предпринятые действия, расчет финансовых затрат и возвратов событий, мониторинг трафика и его качества.
  • Управление и выполнение посреднических функций: взаимодействие с персоналом и сотрудниками, поиск партнеров, организация ежедневной работы в календаре и умение экстремально использовать творческую составляющую.

В большинстве случаев эти обязанности распределяются между разными сотрудниками компании. Но почти всегда в обязанности SMM-менеджера входит модерирование сообществ и групп, участие в обсуждениях, регулярные публикации, генерация и согласование новых идей.

Кому подходит

Профессиональные SMM-специалисты справедливо считают, что их занятие, вопреки распространенному мифу, не подходит школьникам, которые пять минут работают в социальных сетях во время перемены. Взаимодействие с аудиторией на сайте в идеале предполагает постоянную занятость 24 часа в сутки и реакцию на любое событие, когда оно приносит наибольшую отдачу. Поэтому работа требует высокого уровня самоорганизации.

Будущий специалист также должен обладать чувством меры и осязания, разбираться в психологии индивидов и типах поведения различных социальных групп. Желательно, чтобы «СМС» был постоянным посетителем на рабочем месте и знал его изнутри. Но предварительных знаний о процессах в социальных сетях мало. Следовательно, требование добавляет к необходимости постоянно учиться и не уставать от этого. В целом SMM-менеджер — это та слаженная работа, которая требует развитого, творческого и аналитического мышления.

Сколько получают

Средний заработок SMM-специалиста по России находится на уровне 30 тысяч рублей в месяц. Однако в ряде регионов, включая Москву, Ленинград, Волгоград, Ульяновск и другие области, а также Камчатку, Приморский, Хабаровск, средняя зарплата «смс-работника» стабильно превышает 30 тысяч рублей.

Почти 30% российских вакансий указывают зарплату в пределах 40-60 тысяч рублей. Примерно в 3% вакансий специалистам предлагается 80 и более тысяч рублей. В Москве средний уровень заработной платы SMM-менеджера во втором полугодии 2018 года составил 45 тысяч рублей. Но с учетом того, что профессия допускает удаленное сотрудничество с компаниями, специалисты из других регионов также могут претендовать на заработную плату капитала.

Как построить карьеру

Карьерный рост SMM-менеджера обычно начинается с модерирования постов и поддержания стабильного общения с подписчиками. В случае проявления творческого потенциала, находящего отклик у целевой аудитории, сотрудник самостоятельно (без руководства руководства) начинает писать для социальных сетей, придерживаясь собственной линии в рамках общей кампании.

Опытный специалист с организационными навыками может рассчитывать на должность руководителя SMM-отдела, что подразумевает большую независимость в стратегическом планировании и полномочия управлять бюджетом проекта. В целом карьерное движение специалиста варьируется от относительно узкого SMM-направления до общего менеджмента.

Перспективы профессии

Как и другие виды деятельности, связанные с применением творческого подхода в социальной сфере, профессия SMM-менеджера рискует быть вытесненной искусственным интеллектом в гораздо меньшей степени, чем строго алгоритмическая деятельность. Поиск новых нестандартных решений и необходимость конкретного подхода к различным целевым группам расширяют кругозор применения специалистом не только своих профессиональных навыков, но и личных талантов. А развитие интернет-среды и регулярное появление в будущем новых социальных сетей со своими уникальными характеристиками потребуют от SMM-менеджера постоянного поиска более эффективных внеплановых решений.