Вы, наверное, видели, как за многими школьными учителями охотились. Однако вот парадокс: он развивает человека, действительно владеющего такой профессией. Тот, кто формирует в себе педагогическую жилку, развивается, что бы он ни делал в жизни. Он понимает других и знает себя. И учение сильнее духовной деятельности в удобное для вас время.

Несмотря на походы в школу

Оказавшись в нашей стране, старшеклассников пытались приобщить к основным или массовым профессиям: возили на поездки по больницам и предприятиям; организовывали встречи с известными врачами, строителями… А есть такая массовая профессия, при выборе какой, видимо, не нужны профориентационные экскурсии. Это профессия учителя. Кажется, все знают, как работают учителя, поэтому в выборе не должно быть ошибок. И все же огромное количество кандидатов поступают в педагогические вузы не по призванию, от чего, конечно, неминуемо страдают — а некоторые парализованы на всю жизнь.

Роль студента не позволяет понять ни сущность, ни специфику педагогической работы. Да, мы насмотрелись учителей и школ, но уровень осведомленности о специфике профессии все еще очень низкий: заниматься нечем, никогда не задумывался всерьез, нет возможности «поставить себя на место» мастера », чтобы прочувствовать эту работу изнутри.

Барышня и хулиган

Учитель и ученик возле доски

Ни для кого не секрет: образцовые отличники часто становятся плохими учителями: сами страдают, а детей мучают. Но из бывших головорезов, которые в студенческие годы не переносили школу, они часто оказываются отличными учителями.

Столь странная, на первый взгляд, закономерность связана с тем, что педагогическая работа носит творческий характер: та, в которой нужно не тщательно выполнять чьи-то приказы, а всегда принимать самостоятельные решения, причем часто в условиях цейтнота в острые времена неприятности. Есть люди, которые любят независимость. Но эти люди обычно не любят учиться в школе: почти ничего не решать самим, подчиняться программе, учителям и школьным правилам. Но независимому человеку действительно нравится работать в школе. Просто это совершенно другая социальная роль.

А отличная послушная ученица хорошо выполняет приказы, умеет подчиняться — однако в условиях, когда ей приходится все решать сама, она теряется, плохо себя чувствует, не может.

Это значит, что для успешной работы в школе нужно обладать таким особенным качеством — независимостью. Это качество врожденное, а не врожденное, но научиться быть независимым лучше всего с двух-трех лет, а не с 18. Конечно, всякое бывает, можно измениться в зрелом возрасте, но все же это случается редко. Если вы пристрастились и не собираетесь мучить себя самообразованием, профессия учителя не для вас.

Если вы наркоман, но это вам категорически не подходит, и вы готовы приложить все усилия, потратить много лет — лишь бы стать независимым, то эта профессия вам более чем подходит: именно потому, что она требует постоянных самостоятельных решений.

Идем в педагоги?

Как вы думаете: учитывают ли наши кандидаты эти модели при выборе места для подачи заявления? 99 из 100 не учитываются. Они просто этого не понимают. Когда они поймут? Может, никогда. Или в тридцать лет! И у вас есть шанс понять прямо сейчас, просто прочтите это.

Итак, что же нужно знать, дабы не допустить ошибки в выборе именно педагогической профессии?

Учитель начальной школыЭто очень сложная работа, если к ней относиться хоть немного сознательно. Особенно это касается школьных учителей и особенно филологов (у них два предмета, большой чек тетрадей). Подумайте: готовы ли вы посвятить работе большую часть своего времени, энергии, души и разума?

Если вы не думаете, что профессия учителя очень интересна, не увлекает вас с самого начала, скорее всего, вы не сможете устоять перед ее трудностями. Учтите: чтобы добиться в ней успеха, нужно быть с ней романтичным, нужно ее идеализировать. Доказано, что идеализм чрезвычайно помогает преодолевать повседневные практические трудности, дает человеку веру и духовные силы. У тебя нет этого? Не следует поступать в педагогический вуз.

Вы интересуетесь математикой, языками или, скажем, компьютерами, технологиями, но вам наплевать на людей: вы не увлекаетесь наблюдением за разными людьми, вы не пытаетесь их понять, раскрыть особенности их характеров; Не люблю художественную литературу, к психологии равнодушен — увы, тогда хорошим учителем не станешь. Вы можете стать классным руководителем, который хорошо знает свой предмет, но равнодушен к своим ученикам. Плохой учитель. А в другой области, например, в науке или бизнесе, вы могли бы добиться гораздо большего. Хорошим учителем становится только тот, кто интересуется людьми — больше всего на свете; кого привлекает психология, внутренняя сложность и непредсказуемость человека. Хороший учитель всегда гуманист.

Профессия учителя может многое дать «для души»:

  • это очень в пользу самосовершенствования: конечно, если есть желание совершенствоваться. Для тех, у кого проблемы с общением, застенчивы, зажаты, но при этом настроены избавиться от подобных недостатков, это лучшая профессия;
  • учитель постоянно общается с самыми разными людьми разного возраста — его работа — это постоянное общение. Но общение абсолютно необходимо человеку, он не может жить без него — как без воздуха. Учителю не нужно искать друзей где-нибудь в свободное время: его друзья — это его ученики;
  • как я уже сказал, это ответственная работа, идеально подходящая для тех, кто хочет работать с творческой точностью, постоянно думать, искать и принимать нестандартные решения. Если вам нужна автоматическая, легкая, привычно размеренная работа, эта профессия не для вас;
  • за один день в школе часто бывает так много событий, которые длились бы еще год. Что ж, хорошее предложение для активных людей, для тех, кто любит сюрпризы и хочет приключений;
  • это одна из тех профессий, которые придают жизни смысл и смысл. Более того, эта работа может стать основным содержанием и смыслом жизни — и даже сделать человека счастливым;
  • наконец, преподавание — объективно очень важная профессия, и когда вы в ней чего-то добьетесь, вы почувствуете себя действительно нужным, полезным и значимым: хороший учитель очень много значит в жизни ваших учеников.

Тот, кто избрал профессию учителя не по призванию, поистине добровольный мученик. Учитель приходит к детям каждый день: как они могут его не уважать или даже презирать? Смеяться над ними? Это опасная профессия: она может помочь человеку построить его Личность, но именно поэтому она может и разрушить человека.

Учителя обладают рядом достаточно очевидных отрицательных характеристик:

  • низкий социальный статус (по крайней мере, в России);
  • низкий уровень оплаты;
  • не престижно;
  • ограниченные возможности карьерного роста;
  • на это уходит много времени и сил.

Какие нужно иметь способности, чтобы стать хорошим учителем?

Учитель объясняет ученикам тему урокаА. Сочувствие. Малоизученное современной наукой свойство, заключающееся в способности ощущать состояние (в первую очередь эмоциональное) другого человека как свое. Непонятно, как это происходит: эмпатия — это не наблюдение людей и анализ этих наблюдений, не интеллектуальный акт, а чисто чувственный акт: мы, так сказать, по прихоти — внезапно — «мы привыкаем» «собеседнику. Следовательно, тот, кто полностью лишен этого, для кого «чужая душа — тьма», кто немой и глух к эмоциональным состояниям другого, не может стать хорошим учителем.

Б. Чувство прикосновения. Интуитивное умение правильно подбирать тон, слова, вести себя в разных ситуациях и с самыми разными людьми. Бездактность для учителя совершенно недопустима. Правда, прикосновению можно научиться, если очень этого хочется.

C. Отражение. Также таинственная способность, основанная на так называемой совести (которую философы-идеалисты считают «голосом Бога в нас»). Кто-то что-то сделал; вдруг неожиданно для себя он начинает его мучить, размышляет над своим поступком — и наконец понимает, почему это было невозможно. Это «самоанализ» — отражение.

К сожалению, большинство современных людей, «прислушавшись» к голосу своей совести, находят выход из ситуации довольно просто: заглушают его (болтовней, постоянной деятельностью, громкой музыкой и т.д.) — и не возникает никакого отражения. Если вы такой человек и не изменитесь, вы не станете хорошим учителем.

D. Наблюдение. Склонность внимательно смотреть на людей, их лица, жесты, походку, мимику, анализировать увиденное, делать выводы, иногда даже неправильные, — все это абсолютно необходимо в педагогической работе. Если эта склонность отсутствует, вы не станете хорошим учителем.

Иногда говорят — такое распространенное мнение — говорят, что хорошим учителем может стать исключительно живой, уверенный в себе человек, который любит, умеет командовать и которому подчиняются дети. Не верная точка зрения филистера. Необязательно иметь солидную внешность, сильный голос; вам не нужно бояться и подчиняться. Дети не марионетки: они склонны слушаться любимого и уважаемого учителя. И это достигается ежедневным, иногда упорным трудом, но любовь и уважение учеников доставляют учителю много радости и даже счастья.

Количество ошибок при выборе профессии огромно, особенно сейчас. Многие молодые люди четко не понимают ни специфики будущего бизнеса, ни качеств, необходимых для успеха в нем. Но ты не чувствуешь себя на своем месте.

Педагогика — массовая профессия, горшки жгут не боги. Но, прежде чем принять решение, рассмотрите все за и против, хорошенько подумайте. Главное в жизни — семья и работа. И выбрать заведение — как выбрать жениха или невесту: конечно, по любви — но расчет (не материалистический и чисто прагматический, конечно) тоже должен быть, слепо выбирать нельзя.

Если вы уверены в себе, вы приняли решение, вы поставили себе цель: стать настоящим учителем, не сомневайтесь: вы выбрали самую прекрасную профессию в мире!