Повсеместная тяга к популярной специальности не требует критического мышления — она требует такого понимания. Поначалу кажется странным, что многие люди хотят одного и того же, хотят быть как все. Ведь это уже не подростковое желание быть принятым в компании веселых сверстников, а что-то другое. Какие?
Неудобные мысли
Борьба за популярную специальность — это попытка принять популярное решение. Популярное решение — обычное и тривиальное решение. Далеко не новаторский. Это не похоже на желание вообще не думать (вы понимаете, что работать придется и поэтому думать) — это желание меньше думать при выборе профессии.
Стоит решить, в каком возрасте и в каких профессиональных группах для вас важна популярность. Например, действительно ли финансисты очень популярны среди финансистов?
Если человек всегда хочет быть популярным, то, вероятно, он считает популярность защитой от чего-то. От чего?
Если человек не хочет быть неизвестным, то, может быть, слава для него является доказательством собственного существования?
А может человек, стремящийся к престижу, хочет, чтобы визитная карточка известной профессии позволяла ему ничего никому не доказывать?
И ответов не будет, потому что на эти вопросы лучше вас никто не ответит.
Давайте просто дадим некоторую информацию.
Факты
И что 80% юристов недостаточно компетентны и даже не смогут работать по специальности.
И что 42% юристов учатся в нецентральных вузах и не смогли даже получить второе соответствующее высшее образование в профильных вузах.
И все же не все люди с управленческим образованием смогут успешно управлять Саяно-Шушенской ГЭС: и бывший, и новый директор — инженеры.
Выше только звёзды
Если вы хотите получить специальность оценки, изучите оценки.
И оценки разные. Относительно недавний опрос Headhunter сосредоточился на профессиях, о которых их владельцы сожалеют. «Звездное» образование в сферах, во-первых, экономика, а во-вторых, менеджмент, расположилось на вершине этих печальных рейтингов. Причина — несоответствие знаний, полученных на уроках, потребностям работодателей. Скажем о третьем месте: техническая подготовка, считающаяся надежной, также разочаровывает многих из тех, кто ее получает. Гуманитарии, маркетологи, рекламщики, пиарщики довольны своим образованием.
После такой необычной оценки вы уже сомневаетесь в привычных списках популярных профессий от Левада-центра (банкир, эстрадная звезда и судья) и ВЦИОМ (менеджеры, агенты, менеджеры, консультанты). Да, эти профессии очень популярны, правильно подсчитали социологи. Так? Что это значит лично для вас?
В пресс-службе Рособразования сообщили, что наиболее востребованными оказались бюджетные должности по специальностям и направлениям подготовки: «Человечество», «Морская инженерия», «Сфера услуг», «Архитектура и строительство», «Информационная безопасность», » Геодезия и землеустройство ». Уже немного другое изображение, хорошо? Любопытно, прежде всего, потому, что на первый план выходят специальности, по которым, в общем, неплохо было бы хоть чему-то научиться. А также почему они оказались популярными. Что делать, если вы что-то пропустили?
А невостребованными оказались управления «Образование и педагогика» и «Металлургия, машиностроение и металлообработка». Но остановит ли это тех, кто уже ощущает в себе потенциал великого мастера или металлурга?
Не игнорируйте и другие данные — к которым выпускники аспирантуры были хуже всего подготовлены. Такую статистику привел ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Самый низкий средний балл ЕГЭ у первокурсников был по специальностям «Природопользование и охрана окружающей среды» — 54,7, снова «Металлургия и машиностроение» — 56,8, «Транспорт» — 57,5, «Лесные ресурсы» — 57,8. Никто не станет спорить, что все это важные направления для страны. Важно, но непопулярно.
Белизна воротничка
Наша служба и опасна, и сложна, и на первый взгляд не кажется видимой: это высказывание из песни про правоохранителей действительно применимо к любой профессии, как популярной, так и непопулярной. В каждой работе есть свои сложности и подводные камни. А с виду все может быть гладко.
Когда старшеклассник мечтает о престижной профессии, в его воображении проносится типичный образ сотрудника глянцевого журнала. Само по себе это неплохо, потому что бодрит. Правда, можно посмотреть и фотографии реальных представителей профессии, сделанные фотокорреспондентами и мастерами художественной фотографии. Сохранилась ли ваша жизнерадостность? Изучите образы и решите, на какой публичный и персональный образ профессии лучше всего обратить внимание.
И вообще, почему-то физический труд, рабочие профессии и ремесла часто кажутся более приятными глазу, более красочными, более драматичными и более интересными двигателями. А профессию одного сотрудника в фотографии не так-то просто отличить от профессии другого, даже если документы на их рабочих местах принципиально отличаются по содержанию. Это означает, что вам придется перестать обращать внимание на внешнее и думать.
Рекомендуемая широта кругозора
Кстати, о чем можно подумать при выборе профессии, если в голове уже крутятся образы популярных специальностей?
Например, по каким наукам они изучают сам феномен популярности. О том, является ли продвижение той или иной профессии в ваших умах и намерениях правильным или тривиальным.
Если вы собираетесь оставаться верным популярной специальности на протяжении всей своей профессиональной жизни, то вы всегда должны быть на плаву, а для этого вам придется изучить теоретические основы популярности. Да, да. Старшекласснику вместе с демонстрационными вариантами ЕГЭ придется изучить книги по рекламе и связям с общественностью, которые изучаются в вузах или даже позже. После прочтения быстро станет ясно, действительно ли те же юристы и экономисты рекламируют, как они любят работать, или же их «продвигает» кто-то, наблюдающий за ними со стороны. Почему юриспруденция и экономика считаются популярными специальностями: это их связи с общественностью или это так рекламируется?
хорошая идея — почитать Станиславского и других театральных деятелей о работе актера в роли — в общем, углубите свое театральное образование, потому что вы все еще хотите по сути быть актером в любой популярной профессии — и вы будете им, пока не станете узнать много нового об этой профессии. Да и вам самому вряд ли захочется иметь дело с таким актером.
Следовательно, любителю популярности следует различать понятия: реклама, связи с общественностью, гласность, лоббирование, «промывание мозгов», агитация, пропаганда, демагогия и молва. Также неплохо было бы знать так называемую когнитивную свободу, свободу познания. Увы, сначала кажется, что все эти термины не имеют отношения к сфере профориентации. И зря. У меня есть.
Посмотрите, свободны ли вы в выборе работы своей жизни. Неужто вас никто не заставлял выбирать ту или иную высоко оцененную специальность? Чтобы профессия и университет не казались вам навязанными извне, вы можете начать с определения своих потребностей с той особой жаждой деятельности, которая присуща многим. Что вам нравится делать, что может быть связано с какой-то профессией, которую нужно изучать в университете? Возможно, очень мало, а то и совсем ничего. Но правильно ли, что ваши навыки в 16 лет ограничивают вас, закрывают для вас многие возможности? Очевидно нет. Профориентация должна быть широкой, даже если вы определенно выбрали профессию, не говоря уже об обратной ситуации. Сегодня общее количество профессий достигло нескольких тысяч. И если все внимание уделяется лишь нескольким профессиям, это неправильно.
Слава и специализация
При работе внимание человека направлено не столько на весь сектор, сколько на конкретную узкую задачу. Таким образом, популярность профессии не отменяет необходимости наличия в ней определенной специализации — даже если эта специализация выбрана не потому, что вам действительно небезразлично, а потому, что она кажется более удобной.
Слава и богатство — это не одно и то же. Например, в горячих точках могут работать известные комментаторы. А адвокаты, в том числе, прокуроры и следователи. А если вам однозначно хочется комфорта в профессии, сбережения нервов семье, то изучите, какие бывают юристы (экономисты, финансисты, банкиры и т.д.); возможно, существует их такое разнообразие или подвиды, что это не особенно рискованно и нервно. Однако через десять лет может оказаться, что вам все наскучило и вы хотите начать жить по-настоящему.
Профессии кассира или сборщика долгов, которые принадлежат к популярной группе экономических профессий, сами по себе не популярны. В целом, человеческие занятия внутри каждой из профессиональных групп не одинаково популярны, не так ли?
Поступать на престижные специальности совсем не стыдно, даже если после вышесказанного это звучит парадоксально. Их нельзя просто прославлять, а профессионально и мудро относиться к делу будущей жизни. Уточняйте. Есть смысл изучить отечественные реалии выбранной профессии — достаточно прочитать все, что о ней написано в России. А также — его внешний имидж; это особенно важно, если за границей эту профессию уважают больше, чем у нас
Популярно о престижном
К сожалению, популярность престижных профессий не означает, что о них много известно широким массам. Сколько бы выпускников ни требовали юриспруденции, это не заставит вас открывать судебные выступления Анатолия Кони и погружаться в стихию закона. Но если вы сами захотите ознакомиться с этими текстами, другой вопрос.
Или, если, например, будущий экономист все еще прилежно читает романы Драйзера, проникнутые расчетливым духом, он вряд ли назовет аналогичные работы по профессии врача или инженера — и в результате честной профессиональной ориентации (при равной осведомленности все профессии) работать не будет.
Здесь повезло не столько практическим и «денежным» профессиям, сколько чистой науке: сложилась целая школа ее популяризаторов. Поэтому, чтобы узнать больше о популярной специальности, которая вас интересует, вы должны взять в качестве примера то, как принято «интересно рассказывать» новым поколениям ту или иную научную область.
Популяризаторы науки поставили перед собой цель внятно говорить о науке. А профессия, занятие, в котором, по слухам, ожидается хорошая зарплата, кажется, вынуждена говорить сама за себя — и не всегда это делается четко. Поэтому постарайтесь прояснить для себя, что вам непонятно в престижных профессиях. Не впадая в примитивные представления, постарайтесь, наоборот, вникнуть в суть сложных моментов профессии и пообщаться для этого со знатоками. Постарайтесь найти профессионалов, искренне заинтересованных в работе.
В научных новостях довольно часто появляются сообщения о генетике и нанотехнологиях. Чаще всего. Критики этого явления считают, что на самом деле в этих областях более скромное количество открытий — по крайней мере, такое же, как и на других научных направлениях. И это может заставить вас задуматься о текущем состоянии интересующей вас престижной профессии, есть ли там прорывы, прорывы — или все идет по старинке, и только крой одежды, купленной за большую зарплату, меняется из года в год год.
Занимательный рассказ о том, что уже хорошо известно в науке, легче читать, чем пытаться объяснить области, которые не были полностью исследованы. То же самое и с профессиями: легче узнать, чем профессионалы занимаются из года в год, чем осветить ситуацию в той или иной профессии в условиях глобального кризиса.
Наконец, кто не слышал об ванне Архимеда, яблоке Ньютона или вечном двигателе? По крайней мере, истинный образ науки не исчерпывается такими мифами. Между тем уровень осведомленности о, казалось бы, престижных профессиях зачастую не достигает даже такого минимума. Подумайте, какая история могла бы стать мифом для престижной профессии, которая вас интересует. А потом — подумайте, какое реальное информационное пространство может контрастировать с этим мифом. Задумываясь о профессиях, вам придется осваивать именно это пространство, не отвлекаясь на иллюзии. Начни его искать.