Профессия репетитора восходит к средневековью, но в современной системе образования она так же необходима, как и при открытии первых европейских университетов.

Средняя зарплата: 33000 рублей в месяц
Репетитор проверяет работу со студентом

Оценка профессии

Запрос
41%

Платежеспособность
47%

Конкуренция
52%

Барьер для входа
55%

Перспективы
61%

Репетитор — это учитель или психолог, который сопровождает отдельного студента или студента и разрабатывает для него индивидуальные образовательные программы, помогая ему проявить свои лучшие качества в процессе обучения.

История профессии

Название профессии происходит от английского слова «репетитор», что означает «опекун», «наставник-учитель». По некоторым данным, репетиторство восходит к 13-14 векам в британских частных университетах — Кембридже и Оксфорде. В этих учебных заведениях были профессора, которые читали лекции для всех, и их ассистенты, которые проводили лекции с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со студентами индивидуально.

Уже на заре становления академического образования студентам необязательно было посещать все курсы факультета вуза. Репетиторы помогли выбрать предметы обучения, то есть проложить путь, по которому можно сдать экзамены и получить определенную академическую квалификацию. То есть в те времена, когда студент и профессор не были ограничены жесткими рамками программ, наставник был своеобразным мостом между канонами преподавания и личной свободой.

В XVII-XVIII веках репетиторство все больше смещается в сторону образования: наставник стал помогать ученику формировать планы, рекомендовать самые необходимые занятия, следить за успеваемостью, подсказывать, как решать возникающие проблемы, готовиться к экзаменам. Сейчас в классических британских университетах система наставничества используется параллельно с системой обучения.

В России профессия фактически делает первые шаги, хотя уже в 2010 году приказом Минздравсоцразвития было утверждено квалификационное руководство с характеристикой должностей в сфере образования. В этом документе описывается профессия репетитора и указывается ее место в школах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Описание профессии

В форме наставничества фактически реализуется идея поддержки образования. Такой тип взаимодействия ученика и наставника принципиально новый для России. Раньше индивидуальные занятия проводились только репетиторами и заключались в основном в углублении знаний по конкретному предмету.

В чем разница между наставником (наставником) и учителем или психологом? Учителя сосредотачиваются на преподавании предмета, в то время как социальная практика и размышления ученика часто игнорируются или являются второстепенными целями. Психологи могут помочь в конкретной сложной ситуации, но не влияют на учебный процесс. Репетиторы сопровождают ученика по большинству направлений: от формирования учебной программы до развития навыков самообучения, до поиска мотивирующих факторов, которые помогут осознать себя как личность и осознать свои сильные и слабые стороны.

Во многом наставничество похоже на коучинг. Но коуч работает с клиентом непродолжительное время с сильной ориентацией на результат, а наставник долгое время помогает отделу искать собственные цели и пути их достижения. Возраст ученика значения не имеет, ему может быть даже 5 или 35 лет.

Теперь давайте сосредоточимся на том, где в нашей стране можно применить поддерживающее образование:

  • Образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, вузы). Несмотря на все свои достоинства, массовое обучение школьников и студентов также имеет недостатки. Учитель или учитель часто физически не может (а часто и не хочет) искать подход к каждому ученику, кроме того, работать с ним и выбирать способы более понятного объяснения материала. С проблемным учеником он обычно может сдаться. Репетитор в сотрудничестве с учителями и родителями выберет индивидуальный путь отделения к знаниям, используя его сильные стороны и более подробно работая с недостатками.
  • Проблемные семьи. Репетиторы выступают в роли психологов и посредников, помогая «решать» проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, а также повышая их успеваемость. Особенно часто потребность в таких наставниках возникает в подростковом возрасте.
  • Дистанционное обучение. Этот метод подготовки специалистов (E-learning) стремительно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. В большинстве российских вузов и образовательных центров уже преподают в таком формате, по многим направлениям выгоднее преподавать дистанционно, так как это помогает вдвое снизить стоимость финансовых и временных ресурсов студента. К услугам студентов все возможности Интернета, а тьютор, который сотрудничает с кафедрой в онлайн-режиме, предлагает студентам правильно ориентироваться в том, что является наиболее важной и актуальной информацией для дистанционного обучения.

Наставничество как способ работы с особенными детьми следует выделить в отдельный раздел. В соответствии с мировыми тенденциями и педагогическими разработками в России развивается инклюзивное образование. В яслях или классах нормальные дети и дети с ограниченными возможностями могут учиться вместе.

Список заболеваний этих детей обширен, это могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, проблемы со зрением или слухом, детский церебральный паралич и умственная отсталость. Они могут учиться с другими детьми, но им не обойтись без помощи сопровождающего их учителя. Он может состоять как из физической поддержки (например, передвижение по школе), так и из промежуточных функций для усвоения учебного материала (использование специального оборудования или языка жестов) и мотивации для приобретения знакомств. Сопровождающий учитель обычно заботится о нескольких детях одновременно, так как постоянное присутствие в классе не всегда требуется.

Помимо непосредственного участия в образовательном процессе, наставник помогает социализации особенного ребенка, помогает налаживать контакты со сверстниками. Также он должен координировать работу всех, кто участвует в реализации индивидуальной реабилитационной программы: инструктора физиотерапевтического кабинета, психолога, логопеда, логопеда и т.д.

На каких специальностях лучше учиться

Поскольку наставничество — относительно новое направление, низкопрофильные курсы в университетах все еще редки. Поэтому поступающим лучше всего ориентироваться на специальности, максимально приближенные к данной профессии по списку предметов, включенных в программу, например:

  • психология и социальная педагогика;
  • образовательная психология;
  • психологическая и педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями;
  • лечебная педагогика и психологическое консультирование.

Для доступа к этим специальностям абитуриенты должны будут сдать результаты ЕГЭ по ряду предметов в зависимости от условий вуза. Чаще всего это биология, русский язык, обществознание, математика, химия.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии репетитора лучше поступить в классический или педагогический вузы. Среди столичных вузов:

  • В Московском государственном педагогическом университете работает ряд кафедр, на которых готовят специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте младенчества есть магистратуры «Репетиторство по образовательной сфере» и «Психологическая поддержка семей с особыми детьми». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего обучения будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет — предоставляет психолого-педагогическое образование в течение 4 лет очно и 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем 2 года акцентируют внимание на особенностях инклюзивного образования.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет — предлагает кандидатам различные виды обучения, особенно в области социальной и педагогической психологии. Уровень полученных навыков и знаний позволяет выпускникам работать во всех типах детских учреждений.
  • Российский государственный педагогический университет. А.И. Герцен (Санкт-Петербург) разработал бакалавриат
    и магистратуру, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. Лучше всего учиться на репетитора в институтах педагогики или психологии, которые входят в структуру вуза.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

Региональные университеты также имеют широкий спектр специальностей, которые можно получить в качестве репетитора, например:

  • Сибирский федеральный университет (Красноярск) — один из немногих в стране, где есть репетиторский курс в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор в подготовке делается на изучение особенностей развития человека и становления личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы. В университете есть возможность получить глубокое понимание психологии обучения школьников. Обладая этими навыками и некоторым опытом обучения, вы можете проявить себя как личный наставник для ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предлагает студентам возможность в основном изучать профиль «Социальная педагогика и психология».

Сертифицированные педагоги, которые намерены оказывать индивидуальную поддержку детям или взрослым, также должны пройти курсы повышения квалификации. Затем в Метрополитенском институте профессионального образования вы можете пройти программу «Специфика профессионального наставничества в системе образования» за 72 или 144 академических часа в формате очного и дистанционного обучения. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы предлагает 340-часовую программу «Поддержка студентов-репетиторов», по окончании которой присваивается соответствующая квалификация.

Обязанности на работе

Обязанности репетитора, работающего с конкретным ребенком, указаны в классификаторе профессий. Они включают:

  • выявление познавательных интересов ребенка, их структурирование и развитие;
  • составление индивидуальных программ тренировок;
  • сопровождение в процессе подготовки и обучения;
  • помочь студенту найти информацию, необходимую для самостоятельного обучения;
  • сопровождение процесса формирования личности (определение целей, формулирование личного порядка познания, анализ причин успеха и неудач);
  • оценка имеющихся у отдела ресурсов, которые можно использовать для достижения цели;
  • помощь в подборе профильных и дополнительных курсов;
  • поддержка в выборе пути, преодолении трудностей учебного процесса;
  • профессиональная ориентация;
  • повышать творческий потенциал для участия в исследовательской деятельности;
  • контроль достигнутого уровня знаний.

В обязанности отдельного учителя входит консультирование ученика по построению курса действий с родителями, другими учениками и учителями. Если возникают трудности с подопечным, воспитатель проводит групповые или индивидуальные консультации с вовлеченными людьми (учителями, родственниками, одноклассниками).

Кому подходит

Работа наставника подходит людям, которые любят детей и умеют найти индивидуальный подход к каждому, выявить сильные и слабые стороны отделения и разработать уникальную методологию для получения конкретного результата и общего развития человека.

Воспитатель должен знать:

  • действующее законодательство в сфере образования;
  • основы психологии развития и педагогики;
  • особенности взаимоотношений детей с окружающими в зависимости от возраста и других факторов;
  • методы мониторинга обучения студентов;
  • методы обучения и воспитательная работа;
  • все, что связано с поиском актуальной информации во всех областях знаний (где найти учебники, сайты и базы данных);
  • варианты организации свободного времени студента;
  • методы мотивации обучения.

Особое значение имеют личные качества учителя, так как от них во многом зависит установление контакта с учеником. Репетитор должен обладать следующими характеристиками:

  • самоорганизация и ответственность;
  • психологическая устойчивость;
  • искренняя заинтересованность в успехах и проблемах кафедры;
  • тактичность и терпимость;
  • умение анализировать и применять результаты на практике;
  • спокойствие и рассудительность;
  • высокая культура и творчество.

Наставник кафедры должен быть авторитетным человеком, на которого стоит смотреть и которому можно доверять.

К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализации творческого и педагогического потенциала в работе с детьми, перспективу дальнейшего развития данного направления деятельности и хорошую заработную плату при высокой квалификации педагога и успехах кафедры.

Минусы в том, что необходимо усвоить широкий спектр различной информации, преобразовать ее и передать ребенку в понятной для него форме. Кроме того, нередки стрессовые ситуации, особенно в случае неудач, когда наставник оказывается под давлением учителей, врачей или родственников ребенка. А чтобы достичь определенного уровня дохода, вы должны искать клиентов и вести нескольких студентов одновременно.

Сколько получают

Теперь заработная плата учителя-наставника в государственных дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учебных центрах и вузах в зависимости от места работы, квалификации и количества учеников может варьироваться от 30 до 50 тысяч рублей в месяц, в частных учреждения — до 60 000 руб. В Москве заработок может достигать 70-100 тысяч рублей. При индивидуальных занятиях с кафедрой доход специалиста обычно составляет от 500 до 1000 рублей в час, лучшие представители своей профессии могут зарабатывать больше.

Как построить карьеру

В образовательном учреждении учитель-наставник может, имея достаточный опыт и организаторские способности, претендовать на должность завуча или директора. Есть возможность продвижения на госслужбу или научную деятельность. Говоря о карьерном росте, можно выделить прямую зависимость уровня заработка от квалификации специалиста. Особенно это касается внештатных профессионалов. Имея достаточное количество клиентов и хорошее признание, вы можете открыть учебный центр или частную школу, где основным методом организации обучения будет использование наставничества.

Перспективы профессии

Современное образование все больше стремится к индивидуализации. Коллективная школа дает набор общих для всех знаний, однако для дальнейшей жизни и построения карьеры каждый ученик должен выбрать собственную траекторию развития, которая более полно раскрывает его способности и отвечает его потребностям. Репетиторство и консультирование будут все больше включаться в образовательную деятельность, особенно в крупных городах. Со временем наличие наставника станет для детей привычкой, поэтому представители профессии не останутся без любимого дела.