Амбициозным
Входя в модный отдел, помните: любой контент с формальной точки зрения может восприниматься формализованным, безжизненным и ненужным. Знакомый школьник говорил о компьютерных уроках как о совершенно пустом времяпрепровождении, ведь на них учили программированию, что для простого пользователя совершенно бесполезно.
Знания воспринимаются как идиотизм только потому, что простому амбициозному школьнику сложно привязать эти знания к реальной жизни. Затем соедините теорию с практикой и выберите любой факультет.
Однако мир образования и науки, за которым я мог наблюдать изнутри более десяти лет, не принес подтверждения этой истины. Увидев множество людей, искалеченных своими и чужими амбициями, я никогда не читал ни одного текста, не слушал ни одного урока, качество которого было бы обеспечено не талантом и опытом, а только тщеславием. Тоже странно….
Но я прочитал много текстов и прослушал много лекций, «базовый» уровень которых обусловлен именно тщеславием, несмотря на изначальный талант самих ученых и преподавателей. Не следуйте их примеру.
Серьезным
более интересно то, как люди живут своей жизнью, а не то, что они с ней делают. Не приверженность последовательному стилю, а ежедневное изобретение. Учеба или профессия должны быть элементом обслуживания этого места жительства.
Например, между социологом, который ценит не столько изучение жизни населения в зонах приграничных конфликтов, сколько возможность благодаря ему выпить пива на свежем воздухе в Абхазии, и социологом, который будет жить исключительно на Я изучаю и верю в его глубокий социальный смысл, из дружбы выбираю первое. Он хоть и неряшлив, но пишет интереснее, не говоря уже о том, как живет.
Человек должен быть свободен от представлений о своей профессиональной значимости. Я не верю, что человек, человек в человеке, уникально личное может как-то выразиться в профессии. В детстве я заметил, что раблезианские индивидуалисты намного добрее альтруистических моралистов. Правда, тогда я не понимал, почему это так. Подрос — получил.
Любопытным
Если на входных дверях дома есть замки, то внутри него (как разрешили) можно свободно перемещаться из одной комнаты в другую. Если замки были сняты и кому захочется войти, то в самом доме, на отдельных дверях отдельных комнат, замки будут выглядеть в сто раз прочнее, чем были на входе. Можно будет войти в «сон», но уже невозможно будет войти в его отдельные сегменты.
Престижный университет — внутри нет замков!
Искренним
А креативность (основанная на глубине чувств, а не на точности наблюдений) у подростков ассоциируется только с романтикой и элегантностью, которые в свою очередь связаны только с одиночеством. Они не понимают, что помимо одиночества есть и творчество, и романтика.
Вне одиночества есть что-то интересное и настоящее.
Знающий это взрослый экзаменатор может вынести вердикт по вашей работе: «Предмет не освещен».
А по жизни — как выйти из одиночества и попутно написать сочинение без романтических извращений?
Как развиваться социально? Я считаю, что только свободные, независимые, непослушные или, теперь правильнее сказать, автономные люди способны приносить пользу обществу. Так было всегда, и в обществе, которое наспех называют «постиндустриальным», оно будет увеличиваться вдвое и втрое.
Но педагогике еще предстоит научиться работать с мечтами и воображением. Однако он не знает, как это делать, и не хочет. Он упорно занимается знаниями, моралью и ценностями. И экзаменатор выносит вердикт…
Где хоть текст о «педагогике сновидений»?
Что ж… Работайте над своей мечтой сами.
Умным
После представления документов следует представление аргументов. Те, кто работает в системе образования, знают, что основная проблема студенческой молодежи — это практически всеобщая неспособность сформулировать и выразить собственные мысли (а вовсе не ее отсутствие), инкрустировать ее аргументами, спорами и вообще неумением » говорить в публичном пространстве ». Если кому-то это удается, то совершенно очевидно, что это личный дар, а не результат специальной подготовки и тем более не результат усвоения прочной культурной традиции.
Вспоминая свой жизненный путь, должен признать, что самый реальный мой опыт преподавания риторики связан исключительно с мультфильмами: «Винни-Пух» и «Простоквашино». Есть подозрение, что это все еще основные источники риторических навыков для молодого поколения. Есть также чаты и форумы, но все в Интернете основано на том, чтобы писать (а не разговаривать), когда остается время подумать о том, как ответить. Вы умеете защищать проигравшие позиции в споре? Отсутствие настоящей риторической подготовки в школах и университетах — самый значительный пробел в нашем образовании за многовековую историю. Он не дает никаких навыков обсуждения даже на ненаучные темы (а в жизни нам редко приходится говорить о научных фактах.
Глядя на студентов из разных стран и народов, я давно заметил: молодые люди Запада, может быть, глупее наших и знают меньше, но с точки зрения языка они дадут фору некоторым нашим умным. А также на русском языке, который для них не является родным. Мы до сих пор слышим, насколько сильна риторическая подготовка в западной школе (уроки, дискуссии и т.д.). Даже во время пожаров инквизиции велись такие же споры по религиозным вопросам. Конечно, обсуждаемую книгу затем можно заставить сжечь, но сначала они обсудили ее.
Придется подражать Западу и преодолеть его: спорить за день до экзамена. Не нужно объяснять свою «точку зрения», не нужно критиковать чужую точку зрения — не нужно терять время. Убедить несогласного можно только перформативно, но никогда (по крайней мере, до конца) логически. Перформативное убеждение предполагает, что своей речью вы показываете альтернативу мнению оппонента. То, что показано, должно быть таким, чтобы спорщик просто усомнился в абсолютности того, что он определил для себя как настоящее и единственное. Главное поставить под сомнение «абсолютность» — и тогда вы с ним согласитесь.
Но самое интересное в мышлении — это возможность динамики, скорость реакции, изменение курса. И мысль должна быть в постоянном движении, а не в состоянии защиты каких-то фиксированных позиций или нападения на какие-то фиксированные позиции. Особенно, если говорить о моей любимой форме мышления: «мысленное наблюдение».
А про сам экзамен лучше не спорить.
Неуверенным
Но в чем-то экзаменатор не сомневается! Несправедливо оценивать свои знания с точки зрения силы и власти — это манипулирование вами. Любые манипуляции со стороны человека основаны на неадекватной самооценке этого человека. Точнее, на ее неуверенной самооценке (это даже важнее неадекватности).
Если вы действительно верите, что красивы, когда вас называют красивыми, и впадаете в депрессию, когда утверждается обратное, то вами можно манипулировать. Потому что ты не уверен, кто ты на самом деле.
Наш брат манипулятор и утверждает, что самооценка неадекватна.
Когда с человеком обращаются правильно, манипулировать им невозможно.
Поэтому спасение от манипуляций экзаменатора следует искать в методах самооценки, то есть в себе, а не в какой-то якобы «технологии защиты». Нет адекватной и твердой самооценки — никакие технологии вам не помогут и вы не подпишетесь. Вы переполнены представлениями о себе и совершенно не свободны от них, охвачены ужасом. И это будет тот самый ужас, который затаскивает заходящих кроликов в пасть удаву.
Вам не страшно? Итак, вы добиваетесь прогресса.
Рады прогрессу? Итак, вы еще не уверены…
Затем еще пара истин для тренировки уверенности.
Все великие замечательные люди себя достойно оценили.
Все великие и ужасные люди имели вполне адекватную оценку себя.
А потом. Вы никогда не должны задумываться, можно ли зарегистрироваться или нет. Единственный вопрос, который нужно задать, — как это сделать.
Крепким середнячкам
Вы думаете это про себя. В моем поколении не было учеников, равных по образованности и талантам некоторым из нынешних двадцати. И не было идиотов в их идиотах, равных любому из нынешних двадцати. Если мы мечтали об обществе открытых возможностей, то в студенческом мире это осуществилось. Мотивированным людям, которые хотят воспользоваться возможностями, не на что жаловаться. Читайте, думайте, водите, учитесь: все это есть. Разве учителя не важны? Миллион альтернатив в библиотеках, книжных магазинах и в Интернете. Нет необходимости обменивать том Borges на 10 книг. Все есть.
У нас была «кислотно-щелочная» информационная среда, простирающаяся до определенного уровня. Мальчик или девочка приходили домой, включали телевизор и должны были смотреть «Клуб путешественников» и из фильмов — «Подросток» по Достоевскому. Другого выбора не было, но я хотел смотреть телевизор. Поэтому некоторые капители и фактуры классиков знали против своей воли. Теперь — только по желанию. Следовательно, «центральное звено» исчезает».
Умные умнее, глупые тупее…
А публичных перспектив на изменение траектории нет.
Решите, кто вы.
Автор: Сергей Шмидт.