Редактор — мастер на все руки. Он может либо работать над небольшим проектом, либо управлять целыми издательствами.
Оценка профессии
Издатель — это специалист, который проверяет, исправляет и компилирует контент публикации или трансляции.
История
Определенное подобие редактирования существовало и во времена рукописных книг, когда правильность копии проверялась при переписывании текстов и внесении исправлений по мнению переписчика. Типичный пример — древнерусские летописи, в которые вписаны те события, которые летописец считал важными, независимо от их реального значения.
С изобретением книгопечатания роль издателей стали играть сначала типографы, проверявшие правильность печатных текстов, а затем представители церкви, которые искали признаки ереси в книгах гражданского содержания. По мере распространения книг, журналов и газет появлялись специальные чиновники и приказывали авторам внести изменения по идеологическим соображениям. Чтобы избежать подобных проблем, издатели начали нанимать сотрудников для проверки публикуемых материалов и формирования редакционной политики. При этом исправлены недочеты по сути, речи и стилю.
Постепенно редактирование приобрело специализацию в издательских отраслях. Однако в советское время издатели снова стали де-факто цензорами: из-за их выводов многие книги, не соответствующие официальной политике, не увидели свет. Однако некоторые функции внутренней цензуры необходимы: каждая публикация должна проверять соответствие публикуемых материалов законам страны.
Описание
В зависимости от сферы деятельности издательствами бывают:
- литературные: их задача — подготовить книгу к публикации, внося исправления, но не искажая замысел и манеру письма автора. Работа литературных редакторов — это акробатика монтажа;
- технические: они гарантируют высокое качество печати публикации. Именно благодаря им читатель получает красивый и удобный для чтения текст.
- art или bild-editors: они несут ответственность за дизайн публикации для всех изображений, используемых в публикации — как за их качество, так и за их соответствие оригиналам, а также законодательные нормы;
- научный: такие редакторы всегда узкие специалисты в какой-то области. Наличие научного редактора — гарантия достоверности информации и показатель авторитетности публикации;
ХХ век добавил в эту классификацию издателей фильмов, телевидения и Интернета. Последний часто сочетает в себе функции всех традиционных блюд.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы стать издателем, необходимо подать заявку на обучение по специальности «Издательское дело и редактирование» (030901). Он доступен в программах 24 вузов России. Но вы можете выбрать одну из специальностей, связанных с филологией и обработкой текста. Это:
- журналистика
- лингвистика
- литературное творчество и др.
Практически по всем этим специальностям требуется экзамен по специальной литературе. Реже просят иностранный язык. Для поступления на бюджет также потребуются хорошие результаты на государственных экзаменах по русскому языку и математике.
Джакупова С.С
Сотрудник лаборатории лингвистики корпуса НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.
Декабрь и онлайн-курс подготовки к эссе в ЕГЭ, 11 класс
30 уроков
6 композиций
220 / час
Регистрация
Шкляева Е.Л.
Кандидат филологических наук, ЕГЭ, преподаватель высшей категории.
Курс подготовки к тестовой части ЕГЭ по русскому языку 11 класс
20 уроков
26 тестовых заданий
300 / час
Регистрация
Трушин Б.В.
Кандидат физико-математических наук, член жюри Всесоюзной педагогической школы.
Подготовительный курс к экзамену по математике, 11 класс, часть B
30 уроков
273 / час
Регистрация
Кроме того, во всех крупных региональных центрах Российской Федерации есть университет или колледж, предлагающий обучение по данным специальностям. Самыми престижными по праву считаются:
Профессиональные обязанности
Издатель, пожалуй, самый загруженный человек в любом издании. Он должен ежедневно:
- изменять полученные рукописи, работая напрямую с авторами: предлагать способы улучшения структуры текста, уточнения фактического содержания, исправления ошибок, согласовывать все изменения и иногда убеждать автора принять изменения;
- участвовать в составлении договоров с авторами;
- рассмотрение вновь поступивших материалов, принятие решения о том, пойдут ли они в работу или от них следует отказаться;
- писать обоснованные отказы при отклонении рукописи;
- обсудить макет публикации вместе с художественным и техническим редакторами,
- подписывать рукописи для изготовления и отредактированные копии.
Кому подходит эта профессия
Издательская профессия — это очень специфический вид бизнеса. Чтобы стать хорошим редактором, вам понадобятся следующие качества.
- Отличное владение словом: издатель должен хорошо писать, чтобы автор ему поверил.
- Коммуникабельность: профессия требует постоянного общения с авторами, клиентами, держателями публикаций и подчиненными. Хороший редактор умеет найти подход ко всем: это залог успешной работы команды.
- Организационные навыки: редактор распределяет обязанности между командой. Он организует все рабочие процессы и контролирует их выполнение.
- Аналитический склад ума: В этой работе важно уметь анализировать ситуацию и полученный материал.
- Обширная эрудиция: позволит оценить фактическую точность рукописи с самых первых страниц.
- Знание делового этикета и умение вести переговоры: Редактор работает с людьми, часто указывая им на ошибки. Эту неприятную задачу нужно решать правильно и на основе компромисса.
- Креативность: профессия максимально творческая.
- Ответственность: судьба публикации зависит от своевременности и способности издателя планировать рабочий процесс.
- Эмоциональная устойчивость: редактор часто обижается и несправедлив к нему, но ни в коем случае не должен выходить из себя.
- Оптимизм: Редактор отвечает за эмоциональное состояние коллектива. Он незаменимый сотрудник любого издания, который не только гонит, но и вдохновляет.
Востребованность
Издательская профессия считается востребованной. Печатные издания, Интернет-ресурсы постоянно развиваются. Это стимулирует появление новых проектов, требующих грамотного редактирования.
В этих условиях большую популярность приобретают билд-редакторы — они избавляют интернет-издания, прежде всего, от проблем с правоохранительными органами. Контроль изображения на соответствие авторским и модельным правам, соблюдение закона о противодействии экстремистской деятельности — необходимое условие, спасающее ресурс от угрозы закрытия и высоких штрафов.
Доходы редакторов
Заработок издателя напрямую зависит от количества проектов. Таким образом, штатные специалисты зарабатывают в среднем от 23 до 55 тысяч рублей в месяц. Хороший редактор крупного издания может рассчитывать на индивидуальную зарплату.
Легко ли устроиться на работу
Чтобы устроиться на работу в штат известного издательства, нужно дождаться соответствующей вакансии, но этого может и не произойти — здесь большой штат сотрудников, которые уже имеют опыт работы и знают ее специфику. Чаще всего в интернет-проектах нужны редакторы. Поэтому рациональнее начать поиск места с бирж фрилансеров.
желательно иметь в портфолио удачный пример редактирования. Но это не исключает возможности того, что на собеседовании им могут предложить пройти тестовое задание, необходимое для проверки грамотности и квалификации на соответствие заявленным требованиям.
Как правило, работа редактора в этом случае удаленная, что позволяет сохранить несколько проектов. Однако печатные СМИ принимают все больше и больше кандидатов из других регионов.
Как обычно строится карьера
Работа редактора — уже большое достижение для любого журналиста. Изюминкой карьеры такого специалиста является должность главного редактора, но она доступна только в крупных СМИ.
Перспективы
Основная перспектива профессии — это возможность начать собственный бизнес в СМИ. От бывших редакторов обычно ждут успеха, потому что за годы они установили много полезных контактов.