Методы курсового исследования — это методы, определенные приемы или средства, с помощью которых были решены поставленные задачи и в результате были достигнуты поставленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных методик, методы исследования делятся на две большие группы: теоретические и практические или эмпирические.

Какие бывают методы исследования в курсовой

Теоретические

Он используется для понимания и обработки эмпирических материалов с использованием логических операций и умозаключений.

Анализирует

Синтез

Классификация

Абстракция

Аналогия

Индукция

Удержание

Обобщение

Идеализация

Формализация

Аксиоматическая конструкция

Восхождение от абстрактного к конкретному

Прогноз

Материальное или умозрительное разделение объекта, процесса, объекта, явления на составные части с целью изучения его характеристик и свойств. Исторический анализ используется для ознакомления со сложными развивающимися системами.
Процедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Он заключается в объединении данных, полученных в ходе предыдущего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое.
Распространение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит для всех курсов.
Абстрагирование от второстепенных признаков для конкретизации свойств изучаемого предмета. Его часто используют в гуманитарной сфере: в философии, филологии, педагогике, литературной критике, психологии и других науках — для выявления ключевых закономерностей, скрытых под слоями несущественных деталей.

Обоснованное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании схожести их характеристик. Он бывает двух видов:

  • ассоциативный: может сочетать явления и предметы очень далекой природы;
  • логико-вероятностные выводы о сходстве исследуемых единиц сделаны на основе явлений, наблюдаемых при их параллельном исследовании.

Идеальное и материальное моделирование невозможно без аналогий.

Делайте выводы на основе обобщения отдельных фактов.
Переход от общего к частному.
Выявление общих свойств и характеристик изучаемых явлений, в соответствии с которыми они объединяются в группы, классы и т.д.
Подвид абстракции, в котором концепции мысленно создаются на объектах, которые не существуют в реальности, но имеют реальные прототипы. Часто используется как метод исследования в курсах естественных и социальных наук.
Распространение сущности процессов через математические модели, формулы. В основе алгоритмов программирования. Широко используется в лингвистике, точных дисциплинах, логике.
Утверждения вытекают из постулатов, взятых за отправную точку рассуждений, и не требуют доказательства.
Теоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта путем перехода от исходных определений его важных аспектов к составлению целостной картины их взаимодействия.
Сложный прием, который часто используется при написании дипломов. Это цепочка логических и математических операций, предпринимаемых для получения конкретных результатов для формирования различных прогнозов — от прогнозирования демографических кризисов в социологии до планирования прибылей фирм в экономике.

Для обобщения и систематизации информации используются теоретические методы, поэтому они характерны для первой части курсовой работы.

Практические

Они предполагают приобретение знаний посредством практического применения.

Сравнение

Наблюдение

Мера

Описание

Экспериментировать

Моделирование материалов

Опрос

Расследование

Тестовое задание

Беседа

Интервью

Он устанавливает сходства и различия, определяет общее и конкретное, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования.

считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа для дальнейших практических или теоретических действий. Он основан на восприятии деятельности объекта органами чувств и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Возможно:

  • прямой (визуальный) — информация собирается без использования специального оборудования;

косвенный: данные получены вручную с помощью инструментов и в автоматическом режиме с использованием регистрирующей аппаратуры.

Он определяет числовое значение исследуемой величины, выраженное в общепринятых единицах по отношению к стандарту.
Он основан на результатах наблюдений (качественных) и измерений (количественных) и может быть квалифицирован как завершающий этап. Собранная информация представлена ​​на языке научных концепций, диаграмм, графиков, цифровых данных, которые затем представлены в курсовой работе.
Действительно, частный случай наблюдения. Он предполагает экспериментальное изучение предметов и явлений в естественной или специально созданной среде. Это может быть выполнено непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и дает возможность отслеживать его свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство надежного опыта — повторяемость.

Какой-то эксперимент. Он построен на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, работа с которыми в реальности сопряжена со значительными или даже невозможными трудностями. Материальные модели могут быть похожи на оригинальные:

  • геометрически (манекены, модели);
  • графически (чертежи, схемы);
  • математически;
  • физически.

Моделирование — это также воспроизведение фрагмента реальности (ситуации, процесса и т.д.).

Они широко используются в курсовых работах по общественно-гуманитарным дисциплинам. Они заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов.

Для накопления данных по изучаемым объектам используются эмпирические методы, поэтому они используются в практической части курсовой работы.

Разделение исследовательских методов курсов на эмпирические и теоретические довольно условно, поскольку многие методики касаются универсальных научных методов работы с изучаемыми объектами, например, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции, аналогии, обобщения, моделирование.

Как оформить методы исследования в курсовой

Примеры дизайна курсовых исследований

Выбор того или иного метода зависит от тематики проекта, его целей и задач. Методики должны соответствовать содержанию этапов исследования и помогать получать наиболее точные результаты на каждом из них.

Методы исследования указаны во введении к курсам. Необязательно расшифровывать каждую и записывать ее классификацию, достаточно простого списка. О лишних писать не стоит: преподаватель может спросить, где именно и зачем они использовались, но необходимо обозначить конкретные направления исследований.

Образец оформления

Пример № 1. История.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям истории города; изучение архивных материалов и закрытых коллекций Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.

Пример № 2. Верно.

Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологию, теоретический и правовой прогноз.

Пример № 3. Психология.

Методы исследования: наблюдение, расследование, проверка, допрос, проективный метод (по Л. Франку), количественная оценка. Профессиональные психодиагностические методы диагностики эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко, «Миссисипская шкала посттравматического стресса».