Методы курсового исследования — это методы, определенные приемы или средства, с помощью которых были решены поставленные задачи и в результате были достигнуты поставленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных методик, методы исследования делятся на две большие группы: теоретические и практические или эмпирические.
Какие бывают методы исследования в курсовой
Теоретические
Он используется для понимания и обработки эмпирических материалов с использованием логических операций и умозаключений.
Материальное или умозрительное разделение объекта, процесса, объекта, явления на составные части с целью изучения его характеристик и свойств. Исторический анализ используется для ознакомления со сложными развивающимися системами. |
Процедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Он заключается в объединении данных, полученных в ходе предыдущего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое. |
Распространение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит для всех курсов. |
Абстрагирование от второстепенных признаков для конкретизации свойств изучаемого предмета. Его часто используют в гуманитарной сфере: в философии, филологии, педагогике, литературной критике, психологии и других науках — для выявления ключевых закономерностей, скрытых под слоями несущественных деталей. |
Обоснованное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании схожести их характеристик. Он бывает двух видов:
Идеальное и материальное моделирование невозможно без аналогий. |
Делайте выводы на основе обобщения отдельных фактов. |
Переход от общего к частному. |
Выявление общих свойств и характеристик изучаемых явлений, в соответствии с которыми они объединяются в группы, классы и т.д. |
Подвид абстракции, в котором концепции мысленно создаются на объектах, которые не существуют в реальности, но имеют реальные прототипы. Часто используется как метод исследования в курсах естественных и социальных наук. |
Распространение сущности процессов через математические модели, формулы. В основе алгоритмов программирования. Широко используется в лингвистике, точных дисциплинах, логике. |
Утверждения вытекают из постулатов, взятых за отправную точку рассуждений, и не требуют доказательства. |
Теоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта путем перехода от исходных определений его важных аспектов к составлению целостной картины их взаимодействия. |
Сложный прием, который часто используется при написании дипломов. Это цепочка логических и математических операций, предпринимаемых для получения конкретных результатов для формирования различных прогнозов — от прогнозирования демографических кризисов в социологии до планирования прибылей фирм в экономике. |
Для обобщения и систематизации информации используются теоретические методы, поэтому они характерны для первой части курсовой работы.
Практические
Они предполагают приобретение знаний посредством практического применения.
Он устанавливает сходства и различия, определяет общее и конкретное, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования. |
считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа для дальнейших практических или теоретических действий. Он основан на восприятии деятельности объекта органами чувств и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Возможно:
косвенный: данные получены вручную с помощью инструментов и в автоматическом режиме с использованием регистрирующей аппаратуры. |
Он определяет числовое значение исследуемой величины, выраженное в общепринятых единицах по отношению к стандарту. |
Он основан на результатах наблюдений (качественных) и измерений (количественных) и может быть квалифицирован как завершающий этап. Собранная информация представлена на языке научных концепций, диаграмм, графиков, цифровых данных, которые затем представлены в курсовой работе. |
Действительно, частный случай наблюдения. Он предполагает экспериментальное изучение предметов и явлений в естественной или специально созданной среде. Это может быть выполнено непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и дает возможность отслеживать его свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство надежного опыта — повторяемость. |
Какой-то эксперимент. Он построен на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, работа с которыми в реальности сопряжена со значительными или даже невозможными трудностями. Материальные модели могут быть похожи на оригинальные:
Моделирование — это также воспроизведение фрагмента реальности (ситуации, процесса и т.д.). |
Они широко используются в курсовых работах по общественно-гуманитарным дисциплинам. Они заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов. |
Для накопления данных по изучаемым объектам используются эмпирические методы, поэтому они используются в практической части курсовой работы.
Разделение исследовательских методов курсов на эмпирические и теоретические довольно условно, поскольку многие методики касаются универсальных научных методов работы с изучаемыми объектами, например, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции, аналогии, обобщения, моделирование.
Как оформить методы исследования в курсовой
Методы исследования указаны во введении к курсам. Необязательно расшифровывать каждую и записывать ее классификацию, достаточно простого списка. О лишних писать не стоит: преподаватель может спросить, где именно и зачем они использовались, но необходимо обозначить конкретные направления исследований.
Образец оформления
Пример № 1. История.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям истории города; изучение архивных материалов и закрытых коллекций Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.
Пример № 2. Верно.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологию, теоретический и правовой прогноз.
Пример № 3. Психология.
Методы исследования: наблюдение, расследование, проверка, допрос, проективный метод (по Л. Франку), количественная оценка. Профессиональные психодиагностические методы диагностики эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко, «Миссисипская шкала посттравматического стресса».