Авиация и Аэрофлот практически синонимы для большинства жителей постсоветского пространства. Компания является наследницей многовековой истории формирования гражданского воздушного флота в России и продолжает успешно развиваться в 21 век, а бренд узнаваем даже тем, кто ни разу в жизни не взлетал. Для студентов, выбравших авиационную профессию, начало карьеры в крупнейшей национальной авиакомпании — это билет в рай в прямом смысле этого слова. Для будущих специалистов в области организации перевозок и направлений, связанных с «авиационной логистикой», стажировка в Аэрофлоте — это возможность поработать в крупной компании и расширить свой профессиональный кругозор.

О компании

ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» — отраслевой гигант, на долю которого приходится половина авиаперевозок страны. Контрольный пакет принадлежит государству: на Росимущество — 51,2%, у ГП «Ростех» еще 3,5%. Остальные 45% свободно обращаются на фондовой бирже.

Структурно публичное общество с ограниченной ответственностью представляет собой группу авиационных и вспомогательных компаний, в которую входят:

  • Авиакомпания «Аэрофлот» — флагманское подразделение, базирующееся в аэропорту Шереметьево. Обслуживает как международные, так и внутренние российские направления.
  • Бюджетная авиакомпания «Победа» — специализируется на бюджетных рейсах по всей стране.
  • Региональные перевозчики «Россия» и «Аврора» выполняют рейсы по России из аэропортов Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Южно-Сахалинска, Владивостока, Хабаровска.
  • Авиационная школа Аэрофлота — его база подготовки и переподготовки.
  • Подразделение технического обслуживания самолетов A-Technics».
  • Обслуживающие компании «Аэромар» и «Шеротель» отвечают за питание и порядок на борту, комфорт пассажиров в залах ожидания и в гостинице «Новотель» в аэропорту Шереметьево.
  • Аэрофлот-Финанс специализируется на оптимизации и управлении бизнесом.

Воздушный флот группы считается одним из самых молодых в мире и регулярно оснащается новейшими российскими технологиями. В 2011–2018 годах компания закупила 50 самолетов Sukhoi Superjet 100 и рассчитывает получить еще 100 к 2026 году. Кроме того, с 2020 года Аэрофлот начнет эксплуатацию авиалайнеров нового поколения МС-21-300. Кроме того, в распоряжении авиаперевозчика есть Airbus A330, A321 и A320, а также Boeing 737 и 777 серий.

По оценкам экспертов Air Transport World и Flight Airline Business, группа входит в 20-ку крупнейших авиаперевозчиков мира. Ежегодно на самолетах Аэрофлота летают более 50 миллионов пассажиров. Регулярные рейсы доставят путешественников в 55 стран мира. Общая численность персонала компании составляет 23 тысячи человек.

Подготовка кадров

Аэрофлот сотрудничает со всеми российскими вузами, которые готовят кадры гражданской авиации. В рамках целевых программ подготовки летного состава перевозчик готовит курсантов трех профильных вузов страны:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Ульяновский институт гражданской авиации имени маршала Бугаева;
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации.

Также компания заключила соглашения о сотрудничестве с Краснокутским, Бугурусланским и Сасовским летными училищами, Егорьевским и Кирсановским авиационными училищами. В программах обучения основное внимание уделяется типам судов, используемых Аэрофлотом. Отличные курсанты гарантированно получают приглашение на работу в подразделения группы.

Кроме того, в рамках проекта «Именные стипендии» студенты летающих вузов могут испытать себя положительно, получить материальную поддержку от компании на период обучения и возможность трудоустройства после окончания учебы. Ежегодно по рекомендации учебных заведений отбираются 50 лучших студентов, которым компания платит 10 тысяч рублей в месяц и приглашает их на работу после окончания учебы.

Помимо обучения летного состава, группа работает над привлечением перспективной молодежи по неавиационным специальностям. В частности, в сфере управления ИТ Аэрофлот сотрудничает с Университетом Иннополис».

Компания запустила ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную оцифровке бизнес-процессов, внедрению технологий Big Data и других инновационных инструментов. Помимо специалистов авиаперевозчиков, в обсуждениях участвуют преподаватели и студенты Иннополиса, представители ведущих ИТ-компаний — IBM, Microsoft, SAP и других.

В 2018 году Аэрофлот начал тесное сотрудничество с Московским юридическим университетом им. О.Е. Кутафина. В Московской государственной юридической академии открыты дополнительные программы обучения для сотрудников компании, а студенты юридических факультетов имеют возможность пройти практику в подразделениях Аэрофлота. Стороны также договорились о реализации совместных исследовательских проектов, в частности по обмену и накоплению статистических данных правоохранительных органов в авиационной сфере.

https://youtube.com/watch?v=LFuPEufjAkQ

Практика в «Аэрофлот»

Кадровая политика Аэрофлота не предполагает такого формата привлечения студентов в виде групповых или индивидуальных стажировок. Причина в том, что инженерный персонал летной и гражданской авиации проходит специальную подготовку в университетах-партнерах, с которыми у перевозчика есть прямые соглашения о сотрудничестве. А сотрудников административных, коммерческих и других служб компания предпочитает отбирать из уже получивших образование специалистов.

Курсанты летных учебных заведений проходят производственную практику в подразделениях Аэрофлота. В зависимости от специализации будущие пилоты и авиационные техники изучают документацию, материально-техническую базу и получают необходимые допуски для профессионального роста.

Аэрофлот также предлагает возможность пройти производственную практику студентам нелетных специальностей. Но воспользоваться возможностью могут только те, кто учится в вузах-партнерах и государственных образовательных учреждениях, имеющих соответствующие договоренности с компанией: например, студенты Государственного университета управления, Института менеджмента Московского педагогического университета и другие.

Студенты работают с документацией, приобретают навыки решения бизнес-задач, участвуют в реализации бизнес-проектов. Собранная информация поможет подготовить качественный отчет о практике и, в будущем, провести соответствующие научные исследования. Кроме того, пусть он и очень маленький, но опыт работы в крупной компании поможет молодому специалисту определиться со своими карьерными планами и пожеланиями относительно будущей работы.

Как попасть

Студент без направления из вуза, без диплома и опыта может поступить в Аэрофлот лишь на несколько должностей — для набора бортпроводников и периодически появляющихся вакансий агентов по организации обслуживания авиапассажиров и должностей аналогичного более низкого уровня. Такая работа, конечно, позволит вам побывать в других городах и, если повезет, и странах, получить жизненный опыт и, что немаловажно, обеспечит стабильную зарплату и соцпакет, но это никоим образом не повысит профессиональную ценность молодого человека, специалиста.

Тем, кто планирует построить карьеру в Аэрофлоте по результатам учебной практики, следует учитывать принятые в компании шаги по подбору персонала. Уровень профессиональной подготовки проверяется на собеседовании. Если должность требует владения английским языком, знания оцениваются на собеседовании или с помощью специальных тестов — обычно компьютерная версия TOEFL, состоящая из трех частей: задания на чтение, аудирование и грамматику (вопросы с выбором правильного ответа многие предложили).

Претендентов на вакансии в коммерческих отделах могут попросить решить бизнес-кейсы, чтобы проверить их способность быстро принимать профессиональные решения, работать в стрессовой среде. Сотрудники, чья работа будет связана с общением с клиентами, также проходят психологическое тестирование. Кроме того, авиационная промышленность предъявляет высокие требования к здоровью своих сотрудников, и это касается не только пилотов и бортпроводников.

Отзывы

Хотя мнение пассажиров об Аэрофлоте в основном критическое, у компании в целом хорошая репутация работодателя. Бывшие и действующие сотрудники отмечают стабильную заработную плату и конкурентоспособный уровень заработной платы, социальный пакет и официальную регистрацию. В командах часто бывает дружеская атмосфера, лояльное отношение к новичкам, в том числе к студентам-стажерам. Среди недостатков многие обозреватели называют бюрократию, высокую загруженность и скромные возможности карьерного роста.

В целом Аэрофлот — компания мирового уровня, и практика в одном из ее подразделений будет хорошим опытом для старшеклассников. Учитывая долю группы на внутреннем рынке авиаперевозок, можно с уверенностью сказать, что «Российские авиалинии» являются наиболее вероятным работодателем для студентов-авиаторов, поэтому выстраивать отношения с ней стоит еще в период обучения. Для будущих специалистов в других областях практика в области авиации может стать изюминкой учебной программы, способом расширить свой профессиональный кругозор и поводом пересмотреть карьерные планы и амбиции.