Арт-директор — позиция творческая, но очень ответственная. От навыков и компетенций руководителей креативных отделов во многом зависит успех компаний в конкурентной борьбе и прибыльность бизнеса.
Оценка профессии
Многие творческие люди мечтают стать арт-директором. Профессия хорошо оплачивается и позволяет полностью реализовать свои навыки. Но заниматься придется не только искусством и творчеством: в техническое задание входит напряженная и ответственная организационная работа.
Краткий исторический экскурс
Арт-менеджер — достаточно новая профессия, появившаяся в России всего два десятилетия назад. Его развитие связано с увеличением потребности потребителей в товарах, рекламе и организацией различных имиджевых мероприятий. Чтобы выгодно выделиться на фоне конкурентов, нужно искать творческие подходы к презентации и позиционированию бренда. Этим занимаются целые отделы творческих профессионалов во главе с арт-директорами.
Прототипом современного арт-директора являются мастера и мастера творческих мастерских производственно-конструкторских фабрик. Найти специалистов на эти должности во времена Советского Союза было крайне сложно, поскольку художники не хотели браться за рутинную административную работу. Современные специалисты также должны хорошо разбираться в сфере делопроизводства и других смежных сферах, поэтому профессию нельзя назвать простой.
Описание профессии
Кто такой арт-директор и чем он занимается? В первую очередь, это опытный профессионал, за плечами которого множество успешно реализованных проектов. Он возглавляет команду дизайнеров, копирайтеров, верстальщиков, декораторов и других профессионалов в области искусства.
Арт-директор не только определяет задачи своего отдела, но и участвует в их выполнении. Специфика работы может быть разной, так как профессионалы работают в разных отраслях.
https://youtube.com/watch?v=8ScH7WfALPo
Киноиндустрия и театр
В этом секторе арт-директор работает в команде с декораторами, дизайнерами костюмов, визажистами и другими специалистами, делая все возможное, чтобы создать единую концепцию постановки или фильма. В области кино и тьмы я могу определить арт-директора как сценографа.
Рекламные бюро и агентства
Арт-менеджеры рекламных агентств управляют дизайнерами, фотографами, копирайтерами и другими творческими профессионалами. Директор участвует в разработке концепции продвижения бренда, формировании имиджа, создании яркой и привлекательной рекламы, отличающейся от рекламной продукции конкурса.
Издательские дома
В этом секторе арт-менеджер отвечает за визуальный дизайн печатной продукции. Подбирайте иллюстрации и фотографии или участвуйте в их создании самостоятельно. Хорошие издания предоставляют своим директорам помощников и команду для работы, за которую они несут ответственность.
Общепит и отели
Что больше всего привлекает современного потребителя в ресторане или отеле? Конечно, общая атмосфера. Он состоит из мельчайших деталей, таких как шаблон салфетки или дизайн визитки.
это создание уникального и яркого духа учреждений, в которых работают арт-директора. Они участвуют в оформлении интерьеров, решают организационные вопросы, составляют план мероприятий, приглашают в заведения известных художников.
Арт-пространства
Музеи, выставочные центры, галереи и другие учреждения этого типа нуждаются в арт-менеджерах. Специалисты ведут переговоры с экспонентами, адаптируют пространство под каждую новую выставку, решают организационные проблемы и разрабатывают маркетинговые стратегии.
Компании по организации event-мероприятий
В таких компаниях арт-директор занимается созданием индивидуального стиля мероприятий: форумов, фуршетов, симпозиумов, праздников и т.д. Разрабатывает креативные концепции и контролирует их реализацию командой стилистов, декораторов, флористов, осветлителей и т.д.на
Обязанности менеджеров, работающих в разных сферах, различны, но главная задача каждого специалиста — это умение понять потребности конкретной аудитории и представить продукт или услугу в максимально понятной и интересной форме. Это называется инсайт — термин, позаимствованный психологами для обозначения инсайта, который помогает найти решение проблемы.
Где учиться
Ни один университет в стране не готовит художественных руководителей; для этого нужен практический опыт. Тем не менее, вы можете получить высшее образование в области менеджмента или рекламы и связей с общественностью, чтобы занять руководящую позицию в будущем. Вы можете выбрать, например, из таких учебных заведений:
- Российский государственный университет правосудия;
- Санкт-Петербургский университет управления и экономических технологий;
- Институт экономики и дизайна;
- Тувинский государственный университет;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеевой и других.
Для начала карьеры не имеет особого значения, ограничитесь ли вы степенью бакалавра или выйдете за пределы степени магистра. В этой области в первую очередь оценивается портфель готовых проектов и только после этого изучается, какое образование имеет кандидат. Для поступления на специальности, которые помогут построить карьеру, необходимо сдать ЕГЭ по профильной математике (для менеджмента и рекламы достаточно базовые), русскому языку и обществознанию. Но в будущем у мастеров больше шансов занять лидирующие позиции.
Должностные обязанности
Арт-менеджер руководит целым штатом сотрудников и отвечает за их работу, ведет переговоры с клиентами, проверяет соблюдение сроков выполнения заказов. Также он может брать на себя самые сложные задачи при реализации проектов, общаться с сотрудниками других отделов. Директор выполняет следующие основные функции:
- создает и развивает концепции творческих проектов;
- создавать дизайнерские решения, макеты и эскизы;
- осуществляет авторский надзор;
- спланировать работу отдела;
- формирует отчеты по выполненным работам.
В некоторых секторах арт-директор участвует в фотоуслугах и тендерах, разрабатывает стратегии продвижения и продажи товаров или услуг. Для успешного выполнения поставленных задач необходимо хорошо разбираться в маркетинге и долгосрочном планировании. Работа арт-менеджера предполагает постоянное самообразование, участие в специализированных выставках, форумах и других мероприятиях, отслеживание последних тенденций в продвижении товаров и услуг.
Идеальный кандидат
Многие честолюбивые профессионалы идеализируют профессию арт-менеджера, полагая, что все дело в творческом развитии и реализации. Однако это далеко не так, ведь для успешного выполнения всех обязанностей профессионал должен обладать целым комплексом личных качеств:
- чувство красоты;
- хорошо развит художественный вкус;
- хорошая интуиция;
- возможность быстро осваивать новые сегменты рынка, находить свою целевую аудиторию и понимать их потребности;
- креативное мышление;
- тайм-менеджмент с отладкой;
- хорошие коммуникативные навыки;
- развитое ораторское искусство;
- ответственность.
Еще одним важным качеством арт-директора должно быть умение вдохновлять. Поскольку ему необходимо постоянно работать с командой творческих профессионалов, очень важно их мотивировать и побуждать к поиску нестандартных решений. Все это требует навыков психолога, которые облегчат работу любому руководителю.
https://youtube.com/watch?v=I7zgxBow02A
Сколько можно заработать
В России зарплата арт-менеджера зависит от его опыта работы, портфолио, сферы деятельности и региона. Средняя зарплата по стране колеблется в пределах 60-200 тысяч рублей в месяц.
Самое главное, что в Алтайском крае готовы платить специалисты: здесь средний показатель около 100 тысяч рублей. Далее идет Москва
Возможности карьерного роста
Художественными руководителями могут стать люди творческих профессий: дизайнеры, музыканты, графические дизайнеры. Маркетологи или рекламодатели также нередко получают работу. Но надо учесть: для работы в крупной компании необходимо иметь опыт работы не менее трех лет, высшее образование и хорошее портфолио. Новичков редко берут на руководящие должности, но малый бизнес иногда быстро рассматривает кандидатов в молодых специалистов.
Профессия арт-директора весьма перспективна, ведь ее лучшие представители открывают собственные агентства после 5-7 лет работы в компаниях. Конечно, это больший риск и очень большая ответственность как для клиентов, так и для персонала.
Перспективы профессии
Поскольку арт-директор играет центральную роль в создании положительного имиджа компаний и их продуктов, что напрямую способствует продвижению товаров и услуг на насыщенном рынке, спрос на специалистов, участвующих в увеличении корпоративной прибыли, будет только расти следующие несколько лет. Молодые люди, желающие освоить профессию арт-директора, должны развивать свой вкус, следить за последними тенденциями в мире рекламы и не бояться браться за сложные проекты, ведь они станут основой портфолио при приеме на работу.