Пресс-секретарь — это уполномоченный представитель физического или юридического лица. Его основная задача — общаться со СМИ и любыми другими организациями, чтобы официально разъяснять позицию тех, от имени которых он делает заявления, комментарии и так далее
Оценка профессии
Само название должности «пресс-атташе» содержит указание на задачу поддержания контакта с представителями СМИ, как офлайн, так и на базе Глобальной сети. Он должен быть в состоянии предоставить всю необходимую информацию своевременно, честно и без ошибок. В то же время пресс-секретарь несет ответственность за положительный имидж человека или компании, которую он представляет.
Немного истории
Писцы и летописцы считаются древними «предками» современного пресс-атташе. Первые занимались переписыванием текстов и диктовкой сообщений и указов. Второй вел письменный «реестр» княжеских подвигов и исторические дневники — хроники важных событий. Известнейшего античного летописца мы знаем из школьного курса истории и литературы. Это монах Нестор, создатель «Повести временных лет», датируемой началом 12 века.
В 1720 году император Петр Великий издал указ о введении «чина секретаря». Представитель этого ранга должен был составлять приказы, ходатайства и протоколы. Кроме того, его обвинили в проверке корреспонденции, адресованной чиновникам, с учетом «верхних» и «неправильных» сделок. Обязательным условием получения «должности» было наличие дворянского титула. Обычный гражданин не мог стать секретарем.
В эпоху промышленной революции личных помощников приобрели не только чиновники, но и владельцы и руководители заводов и фабрик. Именно в это время женщина впервые заняла пост секретаря. Им приходилось работать в режиме многозадачности, выполняя множество функций: отправлять телеграммы, писать тексты, писать стенографию и, при необходимости, быть переводчиками.
В 1920-1930-х годах секретари стали делиться на профессиональные группы. Первый состоял из помощников и помощников, которые выполняли личные обязанности начальника. Во вторую входили машинистки, чьи обязанности ограничивались набором документации.
Сегодня у нас много секретарей: референтный, статский, генеральный, епархиальный, ученый, виртуальный. Спектр их обязанностей довольно широк. Некоторые отвечают только на телефонные звонки. Задача остальных — помочь менеджеру в подборе персонала и анализе информации.
https://youtube.com/watch?v=t6B9lhvbFx4
Характеристика профессии
Что делает пресс-секретарь? Он охватывает все значимые события, которые происходят в организации или профессиональной деятельности частного лица. По электронной почте, телефону или факсу сообщайте новости — пресс-релизы журналистам.
В обязанности пресс-секретаря входит информирование представителей СМИ о планируемых конференциях, круглых столах и брифингах. Незадолго до любого такого события он формулирует короткое официальное сообщение и отправляет его журналистам.
Ежегодный рост числа пользователей всемирной паутины привел руководство многих отделов и компаний к мысли о необходимости иметь собственный веб-сайт. Ведь сегодня очень важно появиться не только физически (офлайн), но и виртуально (онлайн). Пресс-атташе должен заполнить сайт текстом и другой информацией.
В крупных компаниях пресс-атташе прикрепляется к сотрудникам отдела по связям с общественностью. У политиков, знаменитостей и других знаменитостей обычно есть свой помощник. Он обязан поддерживать имидж нанявшего его человека, отслеживать негативную информацию, давать официальные ответы от имени тех, кого он представляет.
Образование и предметы ЕГЭ
Для работы пресс-атташе желательно получить соответствующее образование: как минимум среднее специальное, а лучше — высшее. При поступлении в вуз обращайте внимание на «науку и архивные документы», «государственную политику и социальные науки», «библиотечную и информационную деятельность», «журналистику», «рекламу и связи с общественностью». Обучение по этим специальностям даст знания, необходимые для профессии.
Многие российские университеты предлагают обучение по этим направлениям, некоторые из которых:
Для поступления в высшие учебные заведения на указанные специальности поступающий должен сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и истории. В некоторых вузах могут потребоваться результаты ЕГЭ по английскому языку.
Список обязанностей
Пресс-секретарь каждый день выполняет четко определенное количество задач, которые прописаны в должностной инструкции. За определение списка обязанностей отвечает человек, с которым вы напрямую сотрудничаете. Например, частное лицо или корпоративный руководитель.
Таким образом, официальный представитель должен:
Помимо перечисленного, представитель этой профессии способствует разработке различных пиар-акций, созданию рекламы и формированию имиджа компании или лидера. Успешный специалист проявляет в своей работе максимальную ответственность и креативность. Он всегда сосредоточен и внимателен.
Требования работодателя
Многие работодатели требуют, чтобы кандидат на должность официального представителя был образован. Предпочтение отдается выпускникам факультетов журналистики, филологии, международных отношений, рекламы и PR .
Кроме того, заявитель должен иметь:
- свободное владение английским языком;
- фотографические навыки;
- грамотная речь (как устная, так и письменная), хорошая дикция;
- умение общаться доступным и понятным способом — не только своим, но и лидером;
- впечатляющий интеллектуальный фон и, конечно же, богатый словарный запас;
- фотогеничность и чувство уверенности перед камерами;
- готовность выполнять офисную рутину: следить за СМИ, составлять аналитические отчеты, редактировать, анализировать и структурировать тексты.
Очень желателен опыт работы в журналистике или PR. Если таковых нет, вам придется приложить все усилия, чтобы убедить работодателя в том, что вы идеальный кандидат на эту должность, и быстро освоить все приемы.
Умения и личностные качества
Профессиональный пресс-атташе знает, как быстро сгладить неприятную ситуацию, разрешить конфликт, по-доброму пообщаться с людьми. Действительно, это «слуга двух господ». Ведь он должен радовать и ведущего, и публику одновременно. Все это требует определенных личностных качеств.
Официальный представитель должен быть:
- дисциплинированный;
- трогать;
- проактивный;
- осторожно;
- харизматичный;
- открытым;
- хитрость;
- дружелюбный.
Заработная плата
Размер зарплаты пресс-секретаря напрямую зависит от того, сколько задач они выполняют, и от размера компании, в которой они работают. Средний показатель по России колеблется от 20 тысяч до 65 тысяч рублей. В Москве уровень заработной платы немного выше. Здесь зарплата колеблется от 50 тысяч до 120 тысяч рублей.
https://youtube.com/watch?v=umVrAiJQB1I
Помимо факторов, упомянутых выше, на заработную плату пресс-секретаря также влияет образование и наличие или отсутствие опыта. Принимая решение о назначении вознаграждения за работу, менеджер руководствуется уровнем профессионализма соискателя, стажем его работы, отзывами о предыдущих местах работы.
Карьерный рост
Карьера представителя государственного учреждения сильно отличается от карьеры частной компании. В первом варианте возможности ограничены. Максимум, чем вы можете стать — это руководитель отдела (отдела) или спичрайтер для директора. Если есть желание развиваться дальше, придется сменить профессию.
В частной компании карьерные перспективы и различные бонусы намного разнообразнее. В бизнесе пресс-секретарь вполне может стать помощником директора. С высоким профессионализмом — до руководителя филиала или дочернего предприятия. Также есть возможность стать главой компании. Конечно, этого уровня достигают единицы. Но если это сделал один человек, кто сказал, что ты не сможешь сделать это снова?
Будущее профессии
Знаменитые люди очень дорожат своей репутацией. Но у них нет времени на общение со СМИ. На эту работу нанимают квалифицированного человека, полностью доверяя ему свое «лицо». Опытные пресс-секретари нужны актеру и певцу, писателю и спортсмену, политику и представителю делового мира, а также другим людям, имена которых регулярно появляются в заголовках газет и публикаций в Интернете. Это говорит о том, что профессия будет востребована.
Мир меняется слишком быстро. Позиции, которые не успевают за этими изменениями, исчезают. Вполне возможно, что лет через 5 навыки и способности сегодняшнего специалиста по связям с общественностью будут обесценены, так как перед ними не будут стоять новые задачи. Но пресс-секретарям особо не о чем беспокоиться. Им останется только сделать небольшое обновление рабочего инструментария. Эта должность, вероятно, превратится в менеджера по репутации.
Такой специалист займется формированием репутации компании и разработкой ее коммуникационной стратегии. Он будет активно работать в блогах и социальных сетях, создавая положительный имидж в Интернете. Кроме того, в его обязанности будет входить создание информационных и торговых материалов, взаимодействие с влиятельными лицами (людьми, которые влияют на аудиторию с помощью социальных сетей) и размещение сообщений от имени первого лица фирмы.