Там много рекламы. Пересекаем город: он завешан афишами и билбордами; Любое СМИ предлагает помимо собственных материалов огромное количество рекламных объявлений.

Средняя зарплата: 30 000 рублей в месяц
Рекламное пространство по пути

Оценка профессии

Запрос
88%

Платежеспособность
61%

Конкуренция
68%

Барьер для входа
34%

Перспективы
81%

В Интернете, в магазинах, на футболках и в автобусах почти однообразные призывы обратить внимание на товар, магазин или услугу. Реклама не оставляет человека равнодушным. Люди могут его ненавидеть или любить, но сегодня рекламу невозможно не заметить. О его преимуществах мало кто говорит, хотя что еще может помочь человеку сориентироваться в той массе товаров и услуг, которые существуют сегодня? И если само объявление не стоит игнорировать, то почему бы не спросить, что это? А создавать его, конечно, даже интереснее. Для этого во многих вузах открыта специальность «Реклама».

Как строится работа

Телевизионная рекламаСоздание рекламы — это не просто написание ярких лозунгов и придумывание крутых концепций. Это лишь внешняя сторона работы, которую все мы видим. За результатом — качественной рекламой — стоит целая цепочка вещей, которая начинается со знания клиента и его проблемы и заканчивается поиском эффективности той или иной рекламной кампании. И у каждого звена этой цепочки есть свои интересные вопросы и проблемы. Чтобы их решить, вам понадобится воображение, креативность и множество других навыков. В небольшом агентстве один человек может заниматься сразу несколькими направлениями, а в крупной компании нужно много узких специалистов. Копирайтер, социолог, дизайнер, руководитель проекта, медиабайер: каждый занимается своим делом. Все «рекламные» профессии можно разделить на три направления:

Креатив (копирайтер, дизайнер, креативные директора) занимается самим созданием рекламной продукции: плакатов, слоганов, текстов рекламной продукции, сувениров, логотипов, элементов фирменного стиля.

Эти люди получают заказ из другого отдела рекламного агентства. Тех, кто там работает, будем называть коммуникаторами. Именно они встречают клиента (иногда его ищут), составляют так называемый бриф — изложение того, что необходимо сделать. Иногда нужны просто рекламные материалы, а иногда целая антикризисная программа. Другие менеджеры работают со СМИ, покупают рекламные места (места в газетах, телеканалы, плакаты в городе) — их называют медиа-байерами.

Чтобы определить, что именно нужно делать, как взаимодействовать с аудиторией, необходимо провести аналитическую работу. Этим занимаются исследовательские агентства, а иногда и соответствующие отделы крупных рекламных агентств: они проводят социологические опросы, собирают фокус-группы, тестируют рекламные продукты, определяют, какие темы или эмоциональные импульсы могут убедить человека использовать рекламное предложение. Как во время рекламной кампании, так и по ее окончании собираются данные, проверяется информация, выявляются эффективные или неудачные методы.

Менеджер проекта

В каждой из этих ролей есть свой баланс творчества и рутины.

Кажется, что работа копирайтера или дизайнера — это сплошное творение, но на самом деле это не так.

Ставится очень конкретная задача, и результат должен максимально соответствовать потребностям заказчика. Приветствуются красивые и необычные ходы, но они четко вписываются в картину решения задачи, поставленной в упражнении. Здесь высоко ценится мыслительная работа, потому что каждый может нарисовать красивую картину, а создание дизайна, полезного для общей концепции, — задача гораздо более сложная.

Однако со стороны может показаться, что в работе исследователя творчества почти нет. Ведь работать с четко заданными вопросами и составлять статистические отчеты. Но именно в постановке вопроса, в подходе к каждому и, прежде всего, в оформлении завершенного анализа может открыться поле воображения. Реклама в любом бизнесе состоит из этих двух компонентов, и не нужно опасаться, что они могут противоречить друг другу.

Однако почти каждый человек, связанный с рекламой, переживает кризис, связанный с тем, что его мысли и идеи ограничены порядком. Ничего серьезного: многие великие художники прошлого и настоящего также работали по заказу. Плакаты были созданы Энди Уорхолом и Маяковским, а рекламные ролики снимали и Дэвид Линч, и Гай Ричи. Каждый сам решает, какое соотношение между творчеством и умением окажется наиболее эффективным для него и для общего дела.

Есть устоявшиеся имиджи профессионалов. Например, сотрудник креативного отдела изображается монстром, менеджер по обслуживанию клиентов — владельцем телефонного справочника с тысячами номеров, а руководитель проекта — своего рода стратегическим командиром, философски смотрящим вдаль. Однако есть и совершенно противоположные виды.

Технический персонал также участвует в создании рекламного сообщения. Это сотрудники магазинов по созданию рекламных плакатов, билбордов и сувениров, программисты, занимающиеся созданием сайтов и баннеров, и другие.

Где получить образование

Если рекламной профессии как таковой нет, а есть только разные области, каждая из которых требует разных навыков, какова подготовка специалиста по рекламе?

Учеба состоит из получения теоретической базы и выработки практических навыков. Рекламодатель должен быть разноплановым: ему пригодятся социология, философия и история искусства. Сегодня невозможно создать продукт культуры (а реклама по-прежнему остается культурным объектом), не зная произведений прошлого, не зная опыта мысли. Культурные и психологические дисциплины помогут понять, что нужно потребителю, как с этим правильно обращаться. И уже с помощью традиционно используемых в искусстве средств (текста, изображения, музыки) создаются те символы, с помощью которых реклама и привлекает внимание публики.

Другая сторона рекламного бизнеса — экономическая: ведь нужно понимать, какие преимущества может принести кампания, на какой ценовой политике лучше ориентироваться в рекламном сообщении. Поэтому важно понимать общие механизмы рынка, законы маркетинга и принципы работы конкретной компании: как генерируется прибыль, каковы доходы и расходы бизнеса, как организована маркетинговая политика.

Рекламное обучение в вузеСначала студенты изучают историю рекламы, получают представление о принципах работы рекламного агентства и общей технологии создания рекламы. Затем им задаются конкретные вопросы: как составляется бриф и создается рекламное сообщение, по каким принципам строится композиция и что нужно включить в текст рекламной статьи. На занятиях изучаются виды и методы распространения рекламы. Все мы знакомы с теле- и радиорекламой, рекламными брошюрами и акциями в магазинах, но профессионал должен понимать, в каком случае тот или иной вид рекламы больше подходит, а где потребитель предпочитает спрашивать.

Студенты проходят практику в рекламных агентствах, СМИ и компаниях, где есть отдел продвижения или отдел рекламы. Сначала молодой человек изучает сами принципы рекламной деятельности в компании, на практике узнает, как создается рекламный продукт — поэтапно. Затем он выполняет небольшие задачи, анализирует, насколько продуктивна компания, и предлагает решения существующих в ней проблем. Следовательно, дипломная работа специалиста по рекламе тесно связана с практикой.

Подразумевается, что знание самой теории заложено во вводной части рекламного образования, а его основное содержание — практическое — и это ответ на вопрос, как более эффективно использовать методы рекламы, чтобы бизнес в определенной компания улучшается.

Разные учебные заведения предлагают разные подходы к подготовке специалистов по рекламе. В крупных государственных университетах такая специальность появилась совсем недавно; где-то он принадлежит факультетам журналистики, социологии или психологии, в других университетах открывает факультет рекламы на факультете экономики. В небольших учебных заведениях рекламодатели проходят обучение в течение длительного времени, но больше внимания уделяется практическому обучению и уделяется много прикладных дисциплин.

Некоторые университеты готовят выпускников по конкретным направлениям: копирайтеры, менеджеры или дизайнеры, а другие обучают рекламу в целом. Предполагается, что общее образование дает возможность бросить вызов самому себе во всех направлениях, но такой специалист обладает всеми навыками для самой востребованной и сложной работы в этой отрасли — работы менеджера рекламных проектов. Научиться творчеству сложно, однако, обладая достаточно широким и системным взглядом на рекламу, можно получить опыт в сфере управления. Конечно, прежде чем начинать самостоятельный проект или даже начинать бизнес, чем склонны заниматься многие выпускники, стоит разобраться, что такое работа в различных сферах рекламы.

Поймите, что значит жить рекламой

Многие люди путают рекламу с связями с общественностью, маркетингом и другими смежными отраслями. Конечно, они очень тесно связаны, но даже на первом курсе ученик должен научиться отличать одно от другого и четко понимать, что именно он делает. К маркетингу можно отнести любые средства коммуникации с общественностью с целью увеличения успеха бизнеса или человека, потому что все это происходит по законам рынка. Однако у рекламы есть свои особенности. Может показаться, что реклама — самая узкая сфера бизнеса, но на самом деле это не так. Только изучая рекламу, вы сможете прикоснуться не только к методам увеличения продаж или укрепления имиджа, но и к массовому слою культуры бренда. Анализировать любую рекламу — это как работа профессионального кинокритика или театрального критика. Это одновременно и предельно практично (ведь рекламодатель понимает, как средства соответствуют цели), и очень интересно (ведь мы работаем с произведениями, которые отчасти можно назвать искусством).

Однако реклама не является ни искусством в нашем здравом смысле, ни наукой. Однако отдельные изделия можно считать произведениями искусства, а научная деятельность студента данной специальности может быть очень интересной и востребованной. Вы можете изучить рекламу как явление в обществе, вы можете посвятить себя анализу наиболее перспективных методов или начать предсказывать будущее рекламы. В этом случае у исследователя или преподавателя есть повод поддержать свой бизнес бизнес-консалтингом: ведь, когда компания выходит на качественно высокий уровень, необходимо понимать, где она может двигаться дальше, а это невозможно сделать без Углубленный анализ.

Сегодня в России работа с рекламой только началась. Юрий Грымов и Тимур Бекмамбетов, создатели первых рекламных роликов и плакатов в современной России, — ваши современники. Рекламные кафедры и факультеты еще очень молоды. С одной стороны, в такое время очень сложно учиться и работать: вы не уверены, что правильно, а что нет, методы обучения формируются, и преподаватели иногда по-разному представляют предмет, даже если работают на одной кафедре. Но с другой стороны, именно в этот момент появляется возможность оказаться у истоков нового направления. Открытия в рекламе все еще можно сравнить с открытием Америки: она похожа на Индию, которую ожидал увидеть Колумб, но на самом деле это совсем другая страна.

Пока у молодого специалиста по рекламе есть возможность попробовать свои силы в разных сферах. Захочет ли он создавать рекламные продукты в российском отделении крупного агентства — или он создаст свою собственную компанию, будет проводить исследования и давать советы только начинающим компаниям — или он будет руководить проектами для новых компаний? Право выбора принадлежит вам. Если отказаться от повседневной идеи «Мне нравится реклама и я хочу этим заниматься», можно добиться успеха и оказаться в этой интересной специальности.