Мерчендайзер представляет торговую компанию в розничной сети. Чаще всего — в супермаркетах и гипермаркетах. Узнайте, чем он занимается, какие обязанности он должен выполнять и сколько платят такому специалисту.
Оценка профессии
Несмотря на то, что это 21 век, не все знают, кто такие мерчендайзеры и чем они занимаются. Столь сложное название — представитель коммерческого предприятия, занимающегося продвижением товаров и поддерживающего высокую репутацию продвигаемого бренда. Такую работу можно считать творческой. Это дает вам возможность реализовать свой потенциал и профессиональный рост. Обдумайте обязанности мерчендайзера, а также плюсы и минусы профессии.
История
В древности обмен товарами осуществлялся даже между людьми, говорящими на разных языках. Поэтому главный постулат «продавца» на тот момент звучал так: чем меньше нужно объяснять покупателю, что перед товаром и как с ним обращаться, тем выгоднее и быстрее заключить сделку.
Этот основополагающий принцип дошел до наших дней. Сегодня успех торговли во многом зависит от того, насколько эстетично и правильно размещен товар на витрине (прилавке или полке).
Раньше количество изделий, изготавливаемых мастерами, было ограничено. Это дало продавцу возможность осуществлять контроль над предпродажным предварительным заказом.
С развитием фабричного производства количество товаров стало расти в геометрической прогрессии. Между производственными процессами и продажами существовал огромный разрыв. С этим нужно было срочно что-то решать.
Бурное развитие торговли привело к появлению целой армии торговцев. Однако у них не было достаточного опыта или квалификации, чтобы грамотно продвигать продукцию, демонстрируя преимущества.
Увеличение количества и размеров торговых площадей, а также ассортимента товаров сделало невозможным самостоятельное управление продажами. Возникла необходимость в привлечении профессионалов, специализирующихся в этой сфере.
Таким образом, в середине 20 века рынок становится ориентированным на потребителя, и мерчандайзинг выделяется как отдельная специализация. Теперь попробуем разобраться, чем занимается мерчендайзер и какие обязанности он должен выполнять.
Описание профессии
Кто такой профессиональный мерчендайзер и чем обычно занимается? Мерчандайзинг — это настоящее искусство розничной торговли. Его суть в том, чтобы правильно подготовить товар, а также место его продажи к посещению покупателей.
Наверное, многие слышали, что нам действительно нужна лишь небольшая часть закупленных товаров. Почему же тогда мы приобретаем остальное?
Оказывается, так работает мерчендайзинг. Он основан на науке о поведении потребителей. Он появился в 1950-1960-х годах, частично сочетая социологию, психологию и маркетинг.
Продавцы присутствуют практически во всех предприятиях, занимающихся торговлей, как оптовой, так и розничной. Есть такие типы специалистов:
https://youtube.com/watch?v=1IedNdjeTg4
Где получить образование
Сегодня даже совсем неопытный человек без высшего образования может получить должность мерчендайзера. При должной осмотрительности в течение 1-2 лет он приобретет все необходимые навыки для дальнейшего развития. Однако работодатели по-прежнему отдают предпочтение соискателям с высшим экономическим образованием.
При выборе вуза необходимо обратить внимание на специальности «Менеджмент» и «Экономика». Пригодится дополнительное образование по направлению «Психология».
Чтобы получить диплом, позволяющий устроиться на работу мерчендайзером, вы можете подать документы практически в любой вуз России. По указанным специальностям обучение ведется в большинстве учебных заведений.
Вот некоторые примеры:
- Кемеровский государственный университет. Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки — трехлетний.
- Московский национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки — трехлетний.
- Московский институт экономики и дизайна. Специальность «Реклама и связи с общественностью». Уровень подготовки — трехлетний.
- Белгородский государственный технологический университет имени В. Шухова. Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки — магистр.
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербурга. Специальность «Менеджмент и анализ». Уровень подготовки — магистр.
Чтобы поступить в вуз, вам необходимо будет сдать экзамен по математике, русскому языку и обществознанию. Если вы рассчитываете на какую-то форму изучения бюджета, постарайтесь набрать как можно больше баллов.
Помните, что наличие диплома не означает, что вы уверены, что вас наняли. Это должно быть подкреплено соответствующими знаниями. В конце концов, работать с пластиковым куском придется не вам, а вам. Более того, любого работодателя в первую очередь будут интересовать результаты вашей работы, а не оценки, выставленные учителями.
Обязанности
Обязанности и ответственность мерчендайзера могут варьироваться в зависимости от того, чем именно занимается компания и какие продукты она продает. Например, в супермаркете он не просто раскладывает товары на полках, а делает это таким образом, чтобы увеличить продажи.
У мерчендайзера есть целый ряд обязанностей. Среди основных можно выделить следующие:
Если мерчендайзер работает с несколькими торговыми точками, способность управлять транспортным средством также включается в их список вакансий. Компании часто ищут кандидатов, у которых уже есть собственная машина. Ведь на общественном транспорте посещать порядка 6-8 магазинов в день нереально.
Что нужно знать мерчендайзеру
Помимо практических навыков, мерчендайзер должен обладать некоторыми теоретическими знаниями. Для успешной работы и карьеры нужно знать:
- как организовать работу по формированию спроса и увеличению продаж;
- действующее законодательство о торговле;
- основные принципы маркетинга и менеджмента, виды рекламы и методы продвижения товаров;
- как правильно организовать торговое пространство и оценить эффективность размещения товаров на полках;
- особенности психологии и поведения покупателей;
- основные характеристики и цены продаваемой продукции;
- основы социологии, экономики, психологии и этики.
Требования работодателя
Список требований к мерчендайзеру варьируется от компании к компании. Некоторые работодатели готовы даже нанять абсолютно «нулевого» человека. Образование и опыт работы по учебной программе для них не требуются. Однако взамен они хотят получить высокий уровень обучения на месте.
Некоторые компании предпочитают нанимать неопытных людей. Главный аргумент, по отзывам, сводится к тому, что хорошего специалиста лучше обучить себе, как сейчас модно говорить, под ключ. Самостоятельное обучение считается более практичным, чем переподготовка.
Исходя из многочисленных вакансий, можно выделить перечень основных требований, которые работодатель предъявляет к мерчендайзеру. Это важно учитывать при прохождении собеседования.
Продвигать товары с учетом интересов потребителей — непростая задача. Не все могут это сделать. Поэтому в большинстве случаев перечисленные личные качества перевешивают опыт работы и становятся решающими для работодателя.
Заработная плата
Регион, занятость (частичная или полная) и, конечно же, компания, в которой он работает, — все это влияет на уровень заработной платы мерчендайзера. Средний доход такого специалиста — около 30 тысяч рублей. При условии работы по совместительству мерчендайзер может получить от 8 до 15 тысяч рублей. Чтобы иметь приличный доход, он обычно работает в 2 или 3 компаниях.
Другие факторы, влияющие на размер заработной платы мерчандайзера, включают наличие личного автомобиля, высшего образования и навыков, которые могут быть полезны для работы. В этом случае специалист получает от 35 до 70 тысяч рублей.
Как строить карьеру
Поздний студент колледжа или неопытный новичок вполне могут найти работу мерчендайзером. Одного года практики хватит, чтобы приобрести все необходимые навыки, которые позволят вам успешно продвинуться по карьерной лестнице.
Спустя время специалисты, успешно разместившие товар в торговом зале, переходят на следующую ступень карьерной лестницы. Успешный сотрудник имеет все шансы стать руководителем, а затем стать торговым представителем, менеджером по продажам или даже занять одну из руководящих должностей в компании.
Плюсы и минусы
Прежде чем принимать решение о приеме на работу, желательно изучить плюсы и минусы работы мерчендайзером. Перечислим самые основные.
Преимущества:
- Вы можете получить должность без высшего образования и опыта работы.
- Работа «живая». Связан с постоянной активностью, движением и общением с людьми.
- Официально можно устроиться на работу в крупную компанию, где предоставляют соцпакет и различные приятные бонусы.
- Заработная плата обычно напрямую не связана с количеством продаж.
Недостатки:
- Работодатели часто запрашивают собственный автомобиль. Необходимость использования последнего для работы.
- Регулярные командировки.
- График работы ненормированный.
- Работу с прожиточным минимумом часто предлагают крупные компании в крупных городах.
Взгляд в будущее
Профессия мерчендайзера на рынке труда сегодня относится к разряду популярных. Несмотря на то, что высшие учебные заведения выпускают огромное количество экономистов и специалистов по маркетингу, многие компании испытывают нехватку квалифицированных мерчандайзеров.
Что ждет эту профессию в будущем? Эксперты считают, что угроза исчезновения нависает над практически любой работой, предполагающей повторяемую последовательность действий. Другими словами, если вы будете выполнять одну и ту же процедуру каждый день с 8:00 до 17:00, собирая, обрабатывая и анализируя полученные данные, вас неизбежно автоматизируют. Это касается мерчандайзеров, всех коммерческих посредников, складских рабочих и даже официантов.
Однако есть и хорошие новости. Исчезновение профессии не всегда остается без внимания. В некоторых случаях это связано с его модификацией для лучшей адаптации к новой реальности.
Позиция визуального мерчендайзера может войти в будущее. Он будет курировать оформление витрин, разрабатывать новые методы выкладки товаров и отвечать за рекламное продвижение товаров с учетом новых достижений в маркетинге.