Кто покупатель? Чем занимается и в какой сфере работает. Каковы его обязанности и зарплата. И вообще — что это за профессия. Давайте разберемся.
Оценка профессии
Байер — эксперт в области тенденций и новостей индустрии моды. В его обязанности входит отбор товаров, которые будут наиболее востребованы покупателями, формирование коллекций для розничных магазинов и расчет выручки от продаж. Его точку зрения принимают во внимание не только владельцы бутиков, но и дизайнеры, которые ориентируются на нее при создании модных коллекций.
Это краткое описание. Теперь попробуем более подробно разобраться, кто такой покупатель и что именно ему следует делать.
История
Самый старый прототип профессии — разносчик. Он часто бывал за рубежом в поисках редких товаров. За время существования СССР функции нынешних покупателей выполнял товаровед. В его обязанности входила поставка и продажа товаров розничным магазинам.
Профессия появилась в Российской Федерации в 1990-е годы. В это время активно развиваются первые сетевые магазины модной обуви, одежды и аксессуаров. Сначала покупателями были специально приглашенные специалисты из западных стран, так как собственных специалистов еще не было.
За последнее десятилетие российские специалисты также успешно освоили эту профессию. Следовательно, его можно отнести к довольно молодым. В европейских странах, конечно, старше, но ненамного. Покупатели работают здесь несколько десятилетий.
Один из примеров — известный итальянский дизайнер Джорджио Армани. Именно его называют первым покупателем. Кстати, карьеру он начинал обычным продавцом одежды в миланском универмаге.
Описание и характеристика профессии
Что такое профессиональный покупатель? Термин происходит от английского слова buy, которое переводится как «купить». Соответственно, деятельность представителя этой профессии тесно связана с покупками. Такой специалист отвечает за снабжение компании, в которой он работает, товарами определенного типа, например, обувью, брендовой одеждой или аксессуарами и детскими игрушками.
Казалось бы, что в этом сложного? Сделал заказ: привезли вещи. Но не все так просто. Потребительский спрос очень нестабилен. Сегодня людям нравится одно, а завтра — другое. Поэтому крайне важно постоянно анализировать предпочтения потенциальных покупателей, чтобы четко ориентироваться на потребности и желания целевой аудитории.
Bayer оценивает поставщиков, выбирает лучших и заключает с ними выгодные контракты. Кроме того, ему необходимо постоянно устанавливать новые и поддерживать существующие контакты, быть в курсе последних тенденций отрасли, участвовать в тематических конференциях и выставках. Это означает, что вам придется часто ездить по стране и за границу.
Работа покупателем понравится тем, кто непринужденен и не любит однообразия. Однако следует учитывать, что представители этой профессии могут быть сверхурочными работниками. Не будет пары выходных в неделю и определенного отпуска. График близок к нестандартному.
Байер-стилист
Основные задачи покупателя-стилиста:
- отлично разбираться в модных тенденциях и знакомиться с новинками;
- внимательно следить за последними впечатлениями;
- иметь достоверную информацию об уровне спроса.
Покупатель, работающий в сфере стилистики, подбирает для магазина наиболее подходящий ассортимент. В целом активы должны не только гармонично выглядеть, но и приносить владельцу доход.
Точка зрения такого эксперта представляет большую ценность для владельцев бутиков. В процессе создания коллекций многие дизайнеры также учитывают то, что покупатель-стилист думает об ожидаемом спросе на новинки со стороны покупателей. Такой специалист (особенно высокопрофессиональный) в модной индустрии на вес золота.
Арт-байер
Сегодня арт-байер — это часть картин практически каждой рекламной компании. Его задача сводится к разработке дизайна печатного рекламного материала, который должен в полной мере демонстрировать суть деятельности компании и всячески укреплять ее имидж.
При этом покупателю произведений искусства необязательно владеть искусством фотографии или быть художником. Ему совсем не обязательно самому делать иллюстрации и фотографии. Его работа — найти фотографа и других специалистов, которые могут создать качественную рекламу. Дайте им техническое задание и доступно объясните его.
Помимо вышеперечисленного, покупатель искусства также обязан позаботиться о наличии студии и строго контролировать сроки доставки готовой продукции. Представитель этой профессии должен быть общительным и креативным. Ведь маркетинговая политика компании во многом определяется размером прибыли.
Медиа-байер
Работа медиабайера связана с покупкой рекламных площадок. У этого специалиста должна быть информация обо всех тарифах, акциях и скидках. Он обязан заключать контракты и внимательно следить за тем, как их условия выполняются.
Медиа-байер занимается отбором лучших сайтов, а также договаривается о наиболее выгодных для компании ценах. Это узкоспециализированная профессия. Часто у его представителя есть личная радиостанция или телеканал. Это позволяет вам доставлять заказанную рекламу наиболее экономичным и эффективным способом.
Специальности и вузы
Как стать хорошим покупателем? Прежде всего, для этого нужно получить высшее образование. Ведь такому специалисту предстоит проверить все соединения в системе снабжения, а также позаботиться об администрировании бизнеса.
Кроме того, настоящий покупатель должен обладать грамотными и эффективными переговорными навыками и деловой хваткой. Ему придется принимать быстрые решения. И совершенно необходимо, чтобы они были правильными.
Покупатели еще не обучаются в вузах России. Поэтому осваивать эту профессию нужно самостоятельно. И это касается не только теории, но и практики. Хороший способ сделать это — начать работать в бутике простым продавцом.
Если вам необходимо профессиональное высшее образование, ориентируйтесь на те университеты, где представлены такие направления, как маркетинг, экономика и менеджмент. Примером может служить экономический факультет Высшей школы экономики. Не хуже Институт экономики и менеджмента РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), где можно получить степень бакалавра или магистра по направлениям «Коммерция», «Товароведение», непосредственно связанным к профессиональной деятельности покупателя.
Национальные университеты не удовлетворены уровнем подготовки? Затем уехать за границу для получения профильного образования. Получить его можно в следующих учебных заведениях:
Обязанности
Список основных обязанностей, видимо, невелик. Но на самом деле каждый из них требует значительного объема работы. Следовательно, покупатель обязан:
- анализировать данные, полученные по результатам продаж в конце сезона;
- формировать сезонные коллекции (обычно это «весна-лето» и «осень-зима»);
- изучать и прогнозировать пожелания потенциальных покупателей;
- оценить качество товара;
- спланировать и изучить необходимый ассортимент;
- участвовать в закупках или заказах товаров (налаживать контакты, вести переговоры с поставщиками и производителями, согласовывать эскизы пошива);
- повышайте квалификацию, посещая различные мероприятия, шоу и презентации.
В некоторых случаях покупатель отвечает за установление цен и планирование продаж на 1-3-6-12 месяцев.
Плюсы и минусы
Получить работу покупателя — это, наверное, мечта каждой модницы и каждой модницы. Ведь эта профессия предполагает обязательное посещение модных показов и изучение последних коллекций.
Есть и другие преимущества, которые делают эту работу более привлекательной:
Перечисленные выше преимущества, несомненно, обнадеживают. Однако ошибаются те, кто решил, что бизнес покупателя — это полноценная покупка для себя. Прежде всего, это очень сложная, ответственная и стрессовая работа. Именно его результаты и определяют прибыль, которую в результате получит торговая точка. К другим недостаткам можно отнести:
Требования к байеру
Как уже было сказано, работа покупателя довольно сложная и крайне требовательная. Поэтому требования к специалисту высоки. Они предлагают:
- наличие диплома о высшем образовании;
- хорошее знание английского (устного и письменного);
- опыт покупок (желательно, чтобы он был связан с группой активов потенциального работодателя — аксессуары, обувь или одежда);
- опыт сотрудничества с поставщиками из других стран (Китай, Европа, Юго-Восточная Азия);
- отличное владение компьютером, электронные услуги.
По отзывам, дополнительные навыки считаются преимуществом для кандидата и повышают его шансы на получение желаемой должности:
- знание и понимание модных тенденций;
- предыдущий опыт работы покупателем не менее 2 лет;
- умение моделировать обувь или одежду;
- знание другого языка (наиболее востребованы китайский, немецкий и итальянский).
Что касается черт характера и личных качеств, то работодатель предпочтет ответственного человека, умеющего логически мыслить, модного аналитика. Кроме того, ему понравится хороший вкус и способность понимать, чего хочет целевая аудитория. Также тем, кто решил стать покупателем, очень пригодится интуиция. В закупках нет ничего для людей, которые не умеют заниматься математикой, статистикой и компьютерами. Любви к моде, пусть даже очень сильной, недостаточно.
Заработная плата
Доход покупателей составляет от 30 000 до 90 000 рублей в месяц. На размер заработной платы сильно влияет опыт специалиста и его способность работать с международными закупками, а также объем и размер розничной сети, в которой он работает. Средняя зарплата покупателя — 50 000 руб.
Вот пара примеров. В Москве покупатели могут легко зарабатывать от 2 до 10 000 долларов в месяц. Но американские и канадские специалисты, которые сотрудничают с крупными торговыми сетями в разных странах, получают около 200–300 тысяч долларов в год.
Как строить карьеру
Большинство покупателей начинали свою карьеру в качестве консультантов по продажам. Чтобы получить должность менеджера или менеджера по работе с VIP-клиентами, хорошо начать с себя. После этого шага вы сможете дать понять руководству, что вы хорошо разбираетесь в том, что пользуется спросом сегодня, и можете спланировать ассортимент, который будет генерировать постоянный поток клиентов.
Также есть альтернативный вариант. Вы можете начать свою карьеру с учебы. Компании из разных сегментов рынка с радостью принимают на работу выпускников института Марангони.
Если вас интересует высокая мода, вам стоит сосредоточиться на работе у стилиста или в элитном бутике. Полученные навыки и опыт позволят вам быстро подняться по карьерной лестнице и впоследствии занять руководящую позицию в одной из лучших компаний мира моды. И после этого вы сможете вести свой бизнес.
Советы для начинающих байеров
Тем, кто настроен стать покупателем, желательно придерживаться следующих рекомендаций:
Перспективы профессии
У покупателей безграничные перспективы. У представителя этой профессии есть вполне реальная возможность занять руководящую должность в компании, в которой он работает. И это еще не предел. Кроме того, покупатель может стать экспертом в мире моды. И к его мнению прислушаются именитые дизайнеры и модные дома.
К сожалению, сегодня в России мало вакансий. Кризис также не оказал большого влияния на эту тенденцию. Самые популярные рекрутинговые сайты Рунета ежемесячно публикуют от 8 до 24 новых вакансий (максимум в июне), которые очень популярны — на каждое объявление в среднем приходится 63 отклика. Правда, они интересны людям, работающим в смежных отраслях, поэтому у настоящего профессионала есть все шансы без проблем получить место покупателя в крупной компании.