Кто покупатель? Чем занимается и в какой сфере работает. Каковы его обязанности и зарплата. И вообще — что это за профессия. Давайте разберемся.

Средняя зарплата: 35000 рублей в месяц
Рубашки на рассмотрении покупателя

Оценка профессии

Запрос
37%

Платежеспособность
52%

Конкуренция
62%

Барьер для входа
34%

Перспективы
50%

Байер — эксперт в области тенденций и новостей индустрии моды. В его обязанности входит отбор товаров, которые будут наиболее востребованы покупателями, формирование коллекций для розничных магазинов и расчет выручки от продаж. Его точку зрения принимают во внимание не только владельцы бутиков, но и дизайнеры, которые ориентируются на нее при создании модных коллекций.

Это краткое описание. Теперь попробуем более подробно разобраться, кто такой покупатель и что именно ему следует делать.

История

Самый старый прототип профессии — разносчик. Он часто бывал за рубежом в поисках редких товаров. За время существования СССР функции нынешних покупателей выполнял товаровед. В его обязанности входила поставка и продажа товаров розничным магазинам.

Профессия появилась в Российской Федерации в 1990-е годы. В это время активно развиваются первые сетевые магазины модной обуви, одежды и аксессуаров. Сначала покупателями были специально приглашенные специалисты из западных стран, так как собственных специалистов еще не было.

За последнее десятилетие российские специалисты также успешно освоили эту профессию. Следовательно, его можно отнести к довольно молодым. В европейских странах, конечно, старше, но ненамного. Покупатели работают здесь несколько десятилетий.

Один из примеров — известный итальянский дизайнер Джорджио Армани. Именно его называют первым покупателем. Кстати, карьеру он начинал обычным продавцом одежды в миланском универмаге.

Описание и характеристика профессии

Что такое профессиональный покупатель? Термин происходит от английского слова buy, которое переводится как «купить». Соответственно, деятельность представителя этой профессии тесно связана с покупками. Такой специалист отвечает за снабжение компании, в которой он работает, товарами определенного типа, например, обувью, брендовой одеждой или аксессуарами и детскими игрушками.

Казалось бы, что в этом сложного? Сделал заказ: привезли вещи. Но не все так просто. Потребительский спрос очень нестабилен. Сегодня людям нравится одно, а завтра — другое. Поэтому крайне важно постоянно анализировать предпочтения потенциальных покупателей, чтобы четко ориентироваться на потребности и желания целевой аудитории.

Bayer оценивает поставщиков, выбирает лучших и заключает с ними выгодные контракты. Кроме того, ему необходимо постоянно устанавливать новые и поддерживать существующие контакты, быть в курсе последних тенденций отрасли, участвовать в тематических конференциях и выставках. Это означает, что вам придется часто ездить по стране и за границу.

Работа покупателем понравится тем, кто непринужденен и не любит однообразия. Однако следует учитывать, что представители этой профессии могут быть сверхурочными работниками. Не будет пары выходных в неделю и определенного отпуска. График близок к нестандартному.

Байер-стилист

Основные задачи покупателя-стилиста:

  • отлично разбираться в модных тенденциях и знакомиться с новинками;
  • внимательно следить за последними впечатлениями;
  • иметь достоверную информацию об уровне спроса.

Покупатель, работающий в сфере стилистики, подбирает для магазина наиболее подходящий ассортимент. В целом активы должны не только гармонично выглядеть, но и приносить владельцу доход.

Точка зрения такого эксперта представляет большую ценность для владельцев бутиков. В процессе создания коллекций многие дизайнеры также учитывают то, что покупатель-стилист думает об ожидаемом спросе на новинки со стороны покупателей. Такой специалист (особенно высокопрофессиональный) в модной индустрии на вес золота.

Арт-байер

Сегодня арт-байер — это часть картин практически каждой рекламной компании. Его задача сводится к разработке дизайна печатного рекламного материала, который должен в полной мере демонстрировать суть деятельности компании и всячески укреплять ее имидж.

При этом покупателю произведений искусства необязательно владеть искусством фотографии или быть художником. Ему совсем не обязательно самому делать иллюстрации и фотографии. Его работа — найти фотографа и других специалистов, которые могут создать качественную рекламу. Дайте им техническое задание и доступно объясните его.

Помимо вышеперечисленного, покупатель искусства также обязан позаботиться о наличии студии и строго контролировать сроки доставки готовой продукции. Представитель этой профессии должен быть общительным и креативным. Ведь маркетинговая политика компании во многом определяется размером прибыли.

Медиа-байер

Работа медиабайера связана с покупкой рекламных площадок. У этого специалиста должна быть информация обо всех тарифах, акциях и скидках. Он обязан заключать контракты и внимательно следить за тем, как их условия выполняются.

Медиа-байер занимается отбором лучших сайтов, а также договаривается о наиболее выгодных для компании ценах. Это узкоспециализированная профессия. Часто у его представителя есть личная радиостанция или телеканал. Это позволяет вам доставлять заказанную рекламу наиболее экономичным и эффективным способом.

Специальности и вузы

Как стать хорошим покупателем? Прежде всего, для этого нужно получить высшее образование. Ведь такому специалисту предстоит проверить все соединения в системе снабжения, а также позаботиться об администрировании бизнеса.

Кроме того, настоящий покупатель должен обладать грамотными и эффективными переговорными навыками и деловой хваткой. Ему придется принимать быстрые решения. И совершенно необходимо, чтобы они были правильными.

Покупатели еще не обучаются в вузах России. Поэтому осваивать эту профессию нужно самостоятельно. И это касается не только теории, но и практики. Хороший способ сделать это — начать работать в бутике простым продавцом.

Если вам необходимо профессиональное высшее образование, ориентируйтесь на те университеты, где представлены такие направления, как маркетинг, экономика и менеджмент. Примером может служить экономический факультет Высшей школы экономики. Не хуже Институт экономики и менеджмента РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), где можно получить степень бакалавра или магистра по направлениям «Коммерция», «Товароведение», непосредственно связанным к профессиональной деятельности покупателя.

Национальные университеты не удовлетворены уровнем подготовки? Затем уехать за границу для получения профильного образования. Получить его можно в следующих учебных заведениях:

  • Лондонский колледж моды (специальность «Покупка и мерчандайзинг).
  • Школа моды и дизайна Istituto Marangoni (менеджмент называется Fashion business & brand management).
  • Британская высшая школа искусства и дизайна (курс «Модный бизнес).
  • Обязанности

    Список основных обязанностей, видимо, невелик. Но на самом деле каждый из них требует значительного объема работы. Следовательно, покупатель обязан:

    • анализировать данные, полученные по результатам продаж в конце сезона;
    • формировать сезонные коллекции (обычно это «весна-лето» и «осень-зима»);
    • изучать и прогнозировать пожелания потенциальных покупателей;
    • оценить качество товара;
    • спланировать и изучить необходимый ассортимент;
    • участвовать в закупках или заказах товаров (налаживать контакты, вести переговоры с поставщиками и производителями, согласовывать эскизы пошива);
    • повышайте квалификацию, посещая различные мероприятия, шоу и презентации.

    В некоторых случаях покупатель отвечает за установление цен и планирование продаж на 1-3-6-12 месяцев.

    Плюсы и минусы

    Получить работу покупателя — это, наверное, мечта каждой модницы и каждой модницы. Ведь эта профессия предполагает обязательное посещение модных показов и изучение последних коллекций.

    Есть и другие преимущества, которые делают эту работу более привлекательной:

  • Конкуренция практически отсутствует. В России эта профессиональная ниша пока свободна. Поэтому у специалистов, получивших хорошее образование или опыт, есть много перспектив для дальнейшего развития и реализации своих навыков.
  • Большие зарплаты. Чрезвычайно небольшое количество высококвалифицированных покупателей удерживает спрос на свои услуги на достаточно высоком уровне. Владельцы бутиков платят немалые гонорары за удачный выбор ассортимента.
  • Улица открыта для модной и, прежде всего, дешевой одежды. Конечно, покупатель может заниматься игрушками или аксессуарами. Тем не менее, у нее всегда есть возможность обновить свой гардероб по очень доступной цене во время заграничной командировки.
  • Перечисленные выше преимущества, несомненно, обнадеживают. Однако ошибаются те, кто решил, что бизнес покупателя — это полноценная покупка для себя. Прежде всего, это очень сложная, ответственная и стрессовая работа. Именно его результаты и определяют прибыль, которую в результате получит торговая точка. К другим недостаткам можно отнести:

  • Нерегулярность рабочего дня. Иногда работа может занять целый день.
  • Частые командировки, отнимающие львиную долю рабочего времени.
  • Огромный финансовый риск. Речь идет о случаях, когда покупатель покупает ассортимент для магазина за собственные деньги.
  • Требования к байеру

    Как уже было сказано, работа покупателя довольно сложная и крайне требовательная. Поэтому требования к специалисту высоки. Они предлагают:

    • наличие диплома о высшем образовании;
    • хорошее знание английского (устного и письменного);
    • опыт покупок (желательно, чтобы он был связан с группой активов потенциального работодателя — аксессуары, обувь или одежда);
    • опыт сотрудничества с поставщиками из других стран (Китай, Европа, Юго-Восточная Азия);
    • отличное владение компьютером, электронные услуги.

    По отзывам, дополнительные навыки считаются преимуществом для кандидата и повышают его шансы на получение желаемой должности:

    • знание и понимание модных тенденций;
    • предыдущий опыт работы покупателем не менее 2 лет;
    • умение моделировать обувь или одежду;
    • знание другого языка (наиболее востребованы китайский, немецкий и итальянский).

    Что касается черт характера и личных качеств, то работодатель предпочтет ответственного человека, умеющего логически мыслить, модного аналитика. Кроме того, ему понравится хороший вкус и способность понимать, чего хочет целевая аудитория. Также тем, кто решил стать покупателем, очень пригодится интуиция. В закупках нет ничего для людей, которые не умеют заниматься математикой, статистикой и компьютерами. Любви к моде, пусть даже очень сильной, недостаточно.

    Заработная плата

    Доход покупателей составляет от 30 000 до 90 000 рублей в месяц. На размер заработной платы сильно влияет опыт специалиста и его способность работать с международными закупками, а также объем и размер розничной сети, в которой он работает. Средняя зарплата покупателя — 50 000 руб.

    Вот пара примеров. В Москве покупатели могут легко зарабатывать от 2 до 10 000 долларов в месяц. Но американские и канадские специалисты, которые сотрудничают с крупными торговыми сетями в разных странах, получают около 200–300 тысяч долларов в год.

    Как строить карьеру

    Большинство покупателей начинали свою карьеру в качестве консультантов по продажам. Чтобы получить должность менеджера или менеджера по работе с VIP-клиентами, хорошо начать с себя. После этого шага вы сможете дать понять руководству, что вы хорошо разбираетесь в том, что пользуется спросом сегодня, и можете спланировать ассортимент, который будет генерировать постоянный поток клиентов.

    Также есть альтернативный вариант. Вы можете начать свою карьеру с учебы. Компании из разных сегментов рынка с радостью принимают на работу выпускников института Марангони.

    Если вас интересует высокая мода, вам стоит сосредоточиться на работе у стилиста или в элитном бутике. Полученные навыки и опыт позволят вам быстро подняться по карьерной лестнице и впоследствии занять руководящую позицию в одной из лучших компаний мира моды. И после этого вы сможете вести свой бизнес.

    Советы для начинающих байеров

    Тем, кто настроен стать покупателем, желательно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Убедитесь, что вы проходите стажировку. Таким образом, вы сможете накопить полезный опыт в одной или даже нескольких сферах. Стажер часто «привязан» к профессиональному покупателю. Он научит вас нюансам спроса и предложения, стратегическим переговорам и управлению запасами.
  • Начните с временной работы. Не стоит сразу стремиться получить постоянную работу. Для начала нужно набраться опыта, а затем стать настоящим профессионалом. Вам нужно будет искать новых поставщиков, покупать продукцию по контрактным ценам, анализировать тенденции бизнеса и разрабатывать бизнес-планы. В результате вы сможете приобрести необходимые навыки и научиться правильно торговать.
  • Определитесь со сферой деятельности. Работодатель всегда предпочтет покупателя, который уже имеет большой опыт работы в своей отрасли. Например, с мужской одеждой или детскими игрушками. Чем раньше вы выберете специализацию и сосредоточитесь на ней, тем больше у вас возможностей для карьеры в будущем.
  • Найдите время, чтобы получить сертификат. Это можно сделать, пройдя обучение на специализированных курсах. Этот документ является еще одним подтверждением профессионализма покупателя. С его помощью можно выгодно выделиться на рынке. И еще более. Аттестация входит в список обязательных требований для некоторых работодателей. Его наличие позволяет получать более высокую зарплату.
  • Перспективы профессии

    У покупателей безграничные перспективы. У представителя этой профессии есть вполне реальная возможность занять руководящую должность в компании, в которой он работает. И это еще не предел. Кроме того, покупатель может стать экспертом в мире моды. И к его мнению прислушаются именитые дизайнеры и модные дома.

    К сожалению, сегодня в России мало вакансий. Кризис также не оказал большого влияния на эту тенденцию. Самые популярные рекрутинговые сайты Рунета ежемесячно публикуют от 8 до 24 новых вакансий (максимум в июне), которые очень популярны — на каждое объявление в среднем приходится 63 отклика. Правда, они интересны людям, работающим в смежных отраслях, поэтому у настоящего профессионала есть все шансы без проблем получить место покупателя в крупной компании.