AUC — государственный концерн, объединяющий российских производителей военной и гражданской авиатехники, конструкторские бюро и сервисные фирмы. Управляющая компания создана для сохранения и развития отечественного авиапрома, и молодые люди, решившие стать будущим Микояна и Туполева, могут рассматривать практику и стажировку в ОАК как взвешенную ступеньку на пути к вершине карьерной лестницы в авиационная промышленность.
О компании
ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) — гигант отечественного авиапрома. В 2006 году Указом Президента России предприятия были подчинены авиазаводам, конструкторским бюро, ремонтным и вспомогательным предприятиям. Холдинг имеет стратегическое значение для Российской Федерации. Его задачи — сохранение научного и производственного потенциала отрасли, обеспечение потребностей военных и гражданских перевозчиков и увеличение доли российских технологий на мировом авиационном рынке.
На предприятиях компании осуществляется полный цикл работ: от проектирования и серийного производства до технического обслуживания, текущего обслуживания, ремонта и утилизации. Всего в ОАК входит около 30 компаний, наиболее известных не только в России, но и за рубежом:
- Компания «МиГ»;
- Международный Суперджет;
- ПАО «Туполев»;
- Компания Сухой и Гражданские самолеты Сухого»;
- ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»;
- ООО «ОАК — Антонов»;
- Mutilrole Transport Aircraft Limited и другие.
Также компания управляет 15 авиационными ремонтными предприятиями и предприятиями по производству и обслуживанию вспомогательного оборудования, радиотехники и другого оборудования. Научный блок ОАК представлен:
- Летно-исследовательский институт. М.М. Громова;
- Опытно-конструкторское бюро. Яковлева А.С;
- Научно-производственная компания «Иркут»;
- Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени ВИГМ Бериева.
Как можно догадаться из названий ресурсов, ОАК производит все известные марки российских военных, гражданских и транспортных самолетов, от давно эксплуатируемых серий Ил, ТУ и МиГ до более современного SSJ, МС-21.
Пока в структуре производства преобладает военная техника, производимая как для нужд ВКС России, так и на экспорт. Но в ближайших планах ОАК — увеличение квоты на строительство гражданских самолетов. В целом, согласно утвержденной стратегии развития до 2025 года, ожидается, что концерн увеличит рентабельность на 4–10% и выручку с 450 до 900 млрд рублей.
Персонал и его привлечение
Всего в структурах AUC задействовано более 90 тысяч человек. Общая кадровая политика компании определяет стратегические цели:
- разработка системы обучения компании;
- взаимодействие с профильными вузами;
- предоставить возможности карьерного роста в компании;
- сохранение трудовых ресурсов за счет мотивации персонала и создания и поддержания достойных условий труда;
- укреплять корпоративную культуру, развивая лояльность к компаниям группы.
Их реализация осуществляется как на уровне компании, так и в рамках работы отдельных предприятий предприятия. Всего AUC сотрудничает с 78 высшими и 34 средними техническими учебными заведениями. Основные направления инженерной подготовки и специальности, востребованные подразделениями ОАК:
Среди гуманитарных дисциплин в AUC востребованы специалисты по управлению качеством, инновациям и экономике бизнеса.
Компания и ее подразделения активно проводят профориентационную деятельность среди школьников и выпускников. Например, под патронатом Сухого, ПАО «Туполев» и «Иркут» проводятся школьные олимпиады, победителям которых предлагается дальнейшее обучение в вузах по целевым программам.
ОАК является постоянным партнером межвузовских и школьных олимпиад по математике и физике, Международной недели аэрокосмических технологий Aerospace Science Week, фестиваля Maggio decollo и других научно-практических площадок для молодежи.
Базовые кафедры
ПАО «ОАК» и его дочерние предприятия постоянно расширяют количество базовых кафедр в вузах, что позволяет адаптировать программы обучения к потребностям компании, взаимодействовать с молодежью на этапе обучения и получать специалистов соответствующей квалификации по окончании обучения.
AUC реализует свои образовательные программы на разных уровнях на кафедрах:
- Московский авиационный институт (МАИ);
- Ульяновский государственный университет;
- Московский физико-технический институт (МФТИ);
- Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева;
- Воронежский государственный технический университет.
В 2018 году в МФТИ открылось еще одно подразделение ОАК, которое будет готовить специалистов в области системного инжиниринга в авиастроении.
Кроме того, структурные подразделения AUC реализуют отдельные программы целевого обучения персонала. Например, ПАО «Туполев» отбирает перспективных кандидатов для обучения в МГТУ. Баумана, МАИ, РТУ (МИРЭА), МЭИ. Студенты заключают договор с компанией и во время учебы получают материальную поддержку, возможность практиковаться и использовать научные, технические и производственные данные компании для курсов и дипломных проектов. С 3-го курса целевые студенты могут совмещать учебу с работой в Туполеве, а по окончании учебы найдут работу в уже хорошо проработанных подразделениях. Подобные программы реализуют и другие структуры ОАК, например, компании «Сухой», «МиГ», ПАО «Ил» и другие.
Практика в ОАК
Структуры ОАК, благодаря прочным связям со всеми университетами отрасли, являются базой для практической подготовки большинства будущих специалистов авиационной отрасли России. Студенты, участвующие в целевых программах, регулярно проходят стажировку в ОАК как в компании, с которой заключен договор, так и на других активах группы.
В компании действует система межрегионального обмена стажерами, что позволяет расширить кругозор будущих специалистов и сотрудников. Ротация осуществляется между заводами и подразделениями, расположенными в Московской, Новосибирской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Ульяновской областях и Республике Татарстан.
Дополнительно студенты средних специальностей, такие как финансисты, экономисты, юристы, менеджеры по персоналу, проходят практику на авиазаводах и других подразделениях компаний ОАК. Отдельным обучением офисных сотрудников компания не занимается, но специалисты по этим направлениям требуются на любом предприятии, а организация их производственного обучения согласовывается с региональными вузами отрасли. Как и будущие инженеры, они получают реальный материал для подготовки отчетов о научных практиках и статей.
Стажировки для студентов
На уровне компании периодически организуются групповые стажировки для студентов 3-4-летних профильных вузов. Например, ОАК совместно с Росмолодежью провела массовые практические занятия на реальном рабочем месте в НАПО им. В.П. Чкалова, Иркутский авиационный завод, Казанский АПО им. В.П. С.П. Горбунова, ОКБ Сухого и другие ресурсы. К слушателям были назначены наставники, студенты имели возможность:
- детально знать все этапы производства;
- изучить требования контроля качества и нормативную документацию;
- практикуйтесь в выполнении реальных задач в разных местах.
Также для стажеров были проведены лекции и мастер-классы основных сотрудников предприятий, практические занятия на современном оборудовании для проектирования и производства деталей самолетов.
Кроме того, когда возникает потребность в молодых специалистах, программы стажировки проводятся отдельно от структур AUC. Например, компания «Сухой» может подать документы для студентов МАИ, МАТИ, МГТУ им. Бауман Н.Е., МГУ им. М.В. Ломоносова, студенты 4 курса и выше. Стажировка займет 40-80 рабочих часов в месяц, поэтому вы можете совмещать ее с учебой. Программа согласовывается с непосредственным менеджером, оплата взимается исходя из фактически отработанных часов.
При поиске кандидатов на периодическое открытие вакансий компания IL не ограничивается учебными заведениями Москвы и готова рассмотреть поступающих на стажировку из любого авиационного вуза. Продолжительность производственной практики — 1 год. Программа также гибкая, оплата на уровне 25 тысяч рублей. В качестве бонусов предлагаются: компенсация за проживание из других городов, возможность использования фирменной столовой, тренажерного зала, поликлиники. Лучшие стажеры получат приглашение в коллектив ОАК.
Как попасть
Летчики не используют тесты и другие дистанционные методы оценки обычных кандидатов в коммерческих компаниях. Отбор на стажировки и стажировки в AUC, которые организованы в соответствии с программами сотрудничества с университетами, осуществляется непосредственно учебными заведениями.
Для участия в индивидуальных проектах подразделений ОАК необходимо подать заявку на соответствующую вакансию. Объявления размещаются на популярных ресурсах по трудоустройству, корпоративных сайтах и распространяются по университетам. Кадровые службы оценивают полученное резюме и приглашают на собеседование наиболее подготовленных кандидатов. Окончательное решение принимает руководство компании и будущее непосредственное руководство обучаемого. Обязательные требования:
- быть гражданином России;
- учиться на недавних курсах и иметь соответствующие профессиональные навыки;
- иметь доступ к секретной информации (сертификат модуля 3) — для стажировок в компаниях, связанных с оборонно-промышленным комплексом.
Отзывы
В комментариях для СМИ и на ресурсах компании отзывы студентов, прошедших стажировку в AUC, крайне положительны. Студенты имеют доступ к настоящему авиастроению, приобретают уникальные профессиональные навыки, знают весь технологический цикл и передовые решения современного авиастроения. Кроме того, компания предлагает будущим авиационным инженерам ряд возможностей получить свою первую работу, пока они еще учатся.
Что касается комментариев нынешних и бывших сотрудников, то они не столь единодушны. Значительная часть сотрудников офиса отмечает бюрократизм во всех бизнес-процессах компании, текучесть кадров и не всегда уровень оплаты труда на рынке с высокой загруженностью. Многие считают прием кадрового персонала непрофессиональным и ограниченными возможностями карьерного роста. Преимущества AUC включают в себя объемный социальный пакет, своевременную белую зарплату, значительный статус компании, что автоматически повышает рейтинг опыта работы при последующем трудоустройстве.
В целом ОАК — ключевая компания для всего авиационного комплекса России, которая в основном нуждается в специализированных кадрах для производственных активов. Студентам неавиационных специальностей будет полезен опыт работы в компании, но юрист, экономист или менеджер могут получить аналогичные навыки в других отраслях.
А для студентов профильных университетов слои общества являются потенциальными и приоритетными работодателями. Практика и стажировка в ОАК на заводах, конструкторских бюро «ИЛ», «Туполев», «Сухих» и других производственных объектах станут поистине уникальным опытом, погружением в высокотехнологичные процессы, настоящие вызовы, с которыми сталкивается современная наука. Конечно, талантливые инженеры востребованы во многих отраслях, но для тех, кто не намерен отказываться от авиационного профиля после окончания учебы, практики или стажировки в подразделениях ОАК, это первый шаг к карьерному росту и реализации амбиций.